Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » Радиоприёмник на TDA7021
Радиоприёмник на TDA7021

Многие люди любят слушать радио – у себя дома, в машине, на работе, занимаясь любимым делом, ведь вещание на частотах УКВ (88-108 МГц) ведётся в каждом крупном населённом пункте. Однако мало кто знает, что качественный радиоприёмник на микросхеме можно построить самому, он не содержит дефицитных или дорогих компонентов. Его основа – микросхема TDA7021, которая выпускается как в DIP корпусе, так и в корпусе для поверхностного монтажа. Её полный отечественный аналог – микросхема К174ХА34. Выход радиоприёмника соединён со входом усилителя на известной микросхеме TDA2003, которая может работать как с динамиком, так и с наушниками.

Схема

Радиоприёмник на TDA7021

Потенциометр R2 отвечает за настройку на нужную радиостанцию, он меняет напряжение на варикапе. Можно брать любой с номиналами 50-100 кОм. Потенциометр R6 регулирует громкость звука, подойдёт любой сопротивлением 470 Ом – 1 кОм. Транзистор Т1 – маломощный NPN структуры, подойдёт КТ315, BC547, 2N3904 и другие аналогичные. При этом стоит учитывать, что они имеют разное расположение выводов, плата в статье рассчитана под КТ315. Варикап КВ109 с любой буквой, я использовал КВ109Б.
  • Катушка L1: 8 витков провода диаметром 0.5 мм.

Катушки мотаются медным эмалированным проводом, виток к витку, на оправке диаметром 3 мм. Удобнее всего наматывать на сверле заданного диаметра, в нашем случае 3 мм. Затем намотанная катушка снимается со сверла и впаивается в плату. Точно соблюдать диаметр провода для намотки не обязательно – но стоит выбирать наиболее близкий к 0.5 мм.
Радиоприёмник на TDA7021

Сборка приёмника

Приёмник собирается на печатной плате, файл которой прилагается к статье.
radiopriemnik-na-tda7021.zip [182,47 Kb] (cкачиваний: 370)

Плата выполняется по лазерно-утюжной технологии.
Радиоприёмник на TDA7021

Радиоприёмник на TDA7021

Сначала впаиваем небольшие детали – резисторы, конденсаторы, варикап, транзистор, микросхемы. Затем крупные электролитические конденсаторы и намотанные катушки. При запаивании катушки следует зачистить лаковую изоляцию на её концах. Простейшая, но тем не менее эффективная антенна – кусок провода длиной около 70 см, расположенный вертикально, запаивается непосредственно на плату. После запайки всех деталей подключаем органы управления – потенциометры, провода для подачи питания, провода для подключения динамика/наушников. Проверяем правильность монтажа, смываем с платы остатки флюса, и на этом сборка завершена.
Радиоприёмник на TDA7021

Радиоприёмник на TDA7021

Радиоприёмник на TDA7021

Первое включение и настройка

При первом включении регулятор громкости должен находиться в минимальном положении, притягивая вход усилителя к земле. Подаём питание, после этого плавно увеличиваем громкость – в динамике сразу же должен появиться характерный шум. Затем медленно вращаем потенциометр, до того момента, пока шум не сменится на сигнал какой-либо радиостанции. Теперь осталось настроить границы регулировки частоты так, чтобы вращением потенциометра можно было поймать все станции в диапазоне 88-108 МГц. Сделать это можно путём растягивания/сжимания витков катушки L1, а также изменением ёмкости конденсатора С8. При изменении ёмкости также будет меняться общая ширина диапазона регулировки приёмника, она должна составлять около 20 МГц («расстояние» между 88 и 108 МГц). Удачной сборки!
Радиоприёмник на TDA7021

Смотрите видео

Прокомментировать
Комментарии (4)
  1. Ник
    #1 Ник Гости 11 августа 2019 20:51
    2
    Блин давно это было но увлечение радиотехникой затягивает реально особенно когда гальваника под рукой и двусторонние платы это кайф что то спаять самому
  2. Vita
    #2 Vita Гости 14 августа 2019 07:24
    0
    Есть два момента:пайка-грязновато,питание 12В - многовато, для переносного, с учетом появление заряжаемых аккумуляторов
  3. YRI
    #3 YRI Гости 31 августа 2019 23:20
    0
    для прослушивания музыки-FM эта микросхема с низкой пч 70кгц негодится присуцтвуют искажения в виде пришоптываний и подсипываний в 90-тые делал на tda7021
  4. Гость Евгений
    #4 Гость Евгений Гости 22 сентября 2019 16:43
    0
    фигня, эта ваша 7021, хуже только ХА34....чуйка там кажется 8мкВ- это плохо.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: