Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Простой и маломощный усилитель на КТ315
Простой и маломощный усилитель на КТ315

КТ315 – легендарный отечественный транзистор, экземпляры которого в большом количестве присутствуют у каждого радиолюбителя. Не удивительно – ведь это самый первый массово выпускаемый кремниевый транзистор, найти его можно практически в любом советском приборе. К началу 90-х годов их было изготовлено более 7 миллиардов штук. По современным меркам КТ315 является далеко не идеальным транзистором по своим параметрам, ведь изобретены и уже давно выпускаются новые, более дешёвые и совершенные полупроводниковые приборы. Но, тем не менее, иногда хочется достать из дальнего ящика горсть старых транзисторов и собрать на них что-нибудь незатейливое, например, усилитель.

Схема

Простой и маломощный усилитель на КТ315

Схема особенна тем, что не содержит в себе никаких других активных элементов, кроме транзисторов КТ315. Данная схема будет отличным выбором не только для любителей старины, но и для тех, у кого нет возможности достать иные транзисторы. Номиналы резисторов не сильно критичны и могут меняться в пределах 20-30%, точно так же и с конденсаторами. Транзисторы для этой схемы желательно выбрать с большим коэффициентом усиления, в этом случае повысится максимальная громкость усилителя. При этом необходимо обязательно соблюдать условие – оба транзистора выходного каскада должны иметь одинаковый буквенный индекс. Схема начинает работать с напряжения 5 вольт, самое оптимальное питание – 9 вольт. Потребляемый ток при этом составляет примерно 20 мА и почти не зависит от уровня громкости. Также следует учитывать, что для воспроизведения стереосигнала схему нужно повторить дважды.
Простой и маломощный усилитель на КТ315

Сборка усилителя

Схема собирается на печатной плате размерами 50х40 мм, которая уже содержит в себе оба канала. В первую очередь, с помощью лазерно-утюжной технологии изготавливаем саму плату. Ниже представлены несколько фотографий процесса.
Простой и маломощный усилитель на КТ315

Простой и маломощный усилитель на КТ315

Простой и маломощный усилитель на КТ315

После того, как плата готова, можно начинать запаивать детали. В первую очередь на плату устанавливаются резисторы, затем конденсаторы с транзисторами. Выводы транзисторов КТ315, в отличие от выводов современных деталей, представляют собой тонкие плоские полоски, которые очень легко отрываются от корпуса, поэтому не стоит прикладывать к ним слишком большого усилия.
Простой и маломощный усилитель на КТ315

Простой и маломощный усилитель на КТ315

Простой и маломощный усилитель на КТ315

После установки на плату деталей необходимо проверить соседние дорожки на замыкание, проверить правильность установки транзисторов – ведь их легко можно впаять не той стороной. Вывод базы у КТ315 находится справа, если смотреть на лицевую сторону транзистора. Теперь осталось лишь соединить с помощью проводов плату с динамиками, источником звука, подать питание и усилитель готов.
Простой и маломощный усилитель на КТ315

Первый запуск и испытания

Усилитель может работать с динамиками сопротивлением 4-8 Ом, также на его выход можно подключать наушники, которым не хватает мощности штатного источника сигнала. Источником сигнала может служить, например, телефон, плеер или компьютер. Перед первым включением в разрыв одного из питающих провода нужно включить миллиамперметр и замерять потребляемый ток, он не должен превышать 100 мА в сумме для обоих каналов. Если превышает, значит стоить снизить напряжение питания. Благодаря низкому потреблению данный усилитель можно питать даже от кроны. Мощность получившегося усилителя составляет примерно 0,1 ватта – немного, но вполне достаточно для негромкого прослушивания музыки в помещении. Удачной сборки!
Простой и маломощный усилитель на КТ315

Смотрите видео

Прокомментировать
Комментарии (2)
  1. Женя
    #1 Женя Гости 11 января 2019 10:07
    0
    Что то никак не могу понять принцип работы схемы. Почему транзисторы включены так?
    1. popvovka
      #2 popvovka Посетители 13 января 2019 18:30
      0
      Ищите по теме "Усилитель класса А".
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: