Сделай сам своими руками
Лайфхаки, мастер-классы, полезные советы, рецепты.
Добавить мастер-класс
Главная » Электроника » Полная проверка ротора электродвигателя
Любой электроинструмент рано или поздно выходит из строя. Основная причина ̶̶ неисправность электродвигателя. Отдавать инструмент на диагностику в мастерскую ̶̶ дорого и отнимает много времени. Поэтому найти причину поломки лучше самостоятельно. Тем боле, что, сделать это не сложно.
Электродвигатель состоит из двух частей: статор и ротор. Ротор (его еще называют якорем) самая сложная деталь. Состоит из вала с магнитопроводом, в который уложена обмотка. Концы обмотки подсоединены к пластинам (ламелям) коллектора.
Приступим к диагностике. Основное приспособление, которое нам понадобится – мультиметр.
Полная проверка ротора электродвигателя

Для начала разберем электродвигатель и извлечем якорь. Необходимо его осмотреть. Часто повреждение обмотки видно невооруженным глазом. Если обрыва проводов и места короткого замыкания не видно, проводим три теста.

1. Тест на 180 градусов


  • Мультиметр устанавливаем в режим измерения сопротивления, предел измерения 200 Ом.
    Полная проверка ротора электродвигателя

  • Щупы подсоединяем к двум ровно противоположным контактом коллектора. Две эти точки находятся друг от друга на 180 градусов.
    Полная проверка ротора электродвигателя

  • Измеряем сопротивление. Запоминаем или записываем.
    Полная проверка ротора электродвигателя

    Полная проверка ротора электродвигателя

  • Далее производим замеры по кругу, между остальными противоположными пластинами.

Подводим итоги. Сами значения сопротивления нам неинтересны. Главное, чтобы они были одинаковы. То есть, если мультиметр при первом измерении показал, например, значение 1,5 Ом, то и между остальными противоположными пластинами должно быть такое же сопротивление. Если сопротивление между некоторыми точками больше ̶̶ значит в этой обмотке обрыв. Если сопротивление, наоборот, меньше ̶̶ короткое замыкание.
Полная проверка ротора электродвигателя

На графике отчетливо отслеживается внутренне замыкание в одной из обмоток.

2. Тестирование соседних контактов


  • Прибор остается в том же положении - измерение сопротивления, предел 200 Ом.
  • Щупы мультиметра подключаем к двум соседним пластинам коллектора.
    Полная проверка ротора электродвигателя

  • Производим измерение, запоминаем результат.
    Полная проверка ротора электродвигателя

  • Далее производим замер между следующей парой контактов. И так далее, по кругу.
  • Сравниваем результаты.

В этом тесте, как и в предыдущем, главное – равенство значений. И, так же как и в прошлом тесте, увеличение сопротивления обозначает обрыв провода обмотки, а уменьшение сопротивления – короткое замыкание.
Полная проверка ротора электродвигателя

На графике видно внутренне, межвитковое замыкание в одной из обмоток.

3. Проверка замыкания на корпус


  • Мультиметр установлен в режим измерения сопротивления ̶̶ 200 Ом.
  • Один щуп прибора ставим на пластину коллектора, второй на корпус якоря (вал или магнитопровод).
    Полная проверка ротора электродвигателя

  • Поочередно производим замеры между каждой ламелью и корпусом.

Если мультиметр показывает «1» ̶̶ замыкания на корпус нет. Если показывает какие-либо значения, или «0» и издает звуковой сигнал, то изоляция пробита.
Полная проверка ротора электродвигателя

Результаты проверки


Якорь электродвигателя исправен если:
1. Сопротивление между всеми противоположными контактами равно.
2. Сопротивление между всеми соседними контактами равно.
3. Сопротивление между пластинами коллектора и корпусом равно бесконечности «1».

Рекомендации


У электронных мультиметров, особенно бытового назначения, есть некоторая погрешность. Поэтому лучше использовать стрелочный прибор. Если же такового нет, желательно определить и учитывать погрешность в измерениях. Делается это следующим образом:
  • в режиме измерения сопротивления, с пределом 200 Ом, соединяем щупы вместе;
  • если показания прибора «ноль» ̶̶ погрешности нет;
  • если вместо нуля какая либо другая цифра, это и будет погрешность.

Допустим, мультиметр показал 0,1 Ом. Значит, в первом и втором тесте разница сопротивлений менее чем 0,1 Ом не считается повреждением.

Техника безопасности


Во время проверки ротора, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
  • перед разборкой отключить электродвигатель от сети;
  • в поврежденном якоре могут быть острые кромки, оторванные пластины коллектора или торчать поврежденные провода, поэтому необходимо использовать рабочие перчатки.

Смотрите видео


Прокомментировать
Вконтакте Одноклассники
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
4 минус один =
Комментарии (7)
  1. Мороз
    #1 Мороз Гости 13 июня 2019 20:06
    11
    Детский сад! Мультиметром один короткозамкнутый виток не увидишь! Есть специальные приборы для проверки якорей. Есть даже самодельные -
  2. Гость Юрий
    #2 Гость Юрий Гости 14 июня 2019 22:49
    7
    Только электромагнитный башмак,быстро и просто.И сверхточные приборы не нужны.
  3. Алексей
    #3 Алексей Гости 25 июля 2019 23:55
    7
    Сразу видно, что у автора только теория и никакой практики. Витковое замыкание, прогар между ламелями коллектора, нарушение балансировки и др... одним мультиметром не определить. Нужно специальное оборудование. Неужели вы не заметили, что даже в исправных якорях сопротивление между соседними ламелями разное? Из-за разной длины провода в обмотках, намотанных первыми и последними. Про все тонкости диагностики можно написать книгу. А вы а одной статейке - "полная проверка". Не вводите читателей в заблужение.
  4. Николай
    #4 Николай Гости 28 августа 2019 11:35
    7
    Коллектор на "корпус" прозванивать в мегаомах.
  5. о проверке погрешности прибора:
    #5 о проверке погрешности прибора: Гости 14 января 2021 12:58
    3
    возможно что вы просто измеряли сопротивление провода и щупров
  6. Артем
    #6 Артем Гости 21 февраля 2023 20:47
    1
    я последовал инструкции померил якорь и по идее то есть по меркам она исправна. но щетки искрят и якорь греется. тогда в чем проблема у меня?
  7. практик
    #7 практик Гости 31 мая 2024 16:15
    1
    Проверять нужно не цифровым, а аналоговым (со стрелкой) прибором приложив щупы к противоположным контактам щёточного коллектора и медленно вращая якорь, при этом стрелка не должна сильно колебаться. На кой проверять соседние клеммы не понятно, если сомневаешься прочисти дорожки от нагара
Ваш E-Mail: Ваш пароль:
Войти через:
Вконтакте Одноклассники