Сделай сам своими руками
Лайфхаки, мастер-классы, полезные советы, рецепты.
Добавить мастер-класс
Главная » Полезное и интересное » Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
По сути дела, все электроинструменты и бытовая техника приводится в действие электродвигателями, основу которых составляет якорь (ротор), состоящий из обмотки и контактных пластин.
Если привод перестал работать, то при исправной обмотке причина может быть в пластинах. Одну или две из них просто может оторвать. Однако это не повод для покупки нового дорогостоящего двигателя. Можно восстановить контактные пластины из подручных материалов и буквально «на коленке».
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Понадобится


Для приведения в порядок якоря при такой поломке, нам следует приготовить следующие материалы:
  • отрезок медного провода;
  • клей эпоксидный универсальный марки ЭДП;
  • проволоку алюминиевую;
  • деревянный брусок.

Без токарного станка нам понадобится много инструментов и приспособлений: нож и кисточка, плоскогубцы и отвертка, молоток и наковальня, напильник, наждачная бумага и игла, дрель и паяльник, тиски и пробойник, штангенциркуль и карандаш.

Порядок восстановления коллекторных пластин якоря


Вначале приводим в порядок основания отлетевших пластин. Для этого удаляем кисточкой из углубления в коллекторе мелкие частицы и пыль. Затем ножом выравниваем места под новые пластины по длине, ширине и глубине. При этом стараться не повредить концы обмоток, выходящих на отсутствующие пластины.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Разрезаем ножом внешнюю изоляцию двухжильного медного провода, откусываем один из них и вытаскиваем жилу из внутренней изоляции пассатижами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Расплющиваем медный провод, чтобы сформировать две пластины с помощью молотка и наковальни.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

При этом, время от времени сравниваем заготовку с неповрежденными пластинами на коллекторе якоря, чтобы ширина заготовки не оказалась больше.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Получив приблизительно требуемое сечение из медного провода, доводим его до нужных размеров крупнозернистой наждачной бумагой Р80, равномерно обрабатывая каждую из сторон, и так же сверяясь с целыми пластинами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Торец заготовки пластины формируем диском, вращаемым болгаркой. Укладываем заготовку на свое место, и ориентируясь на соседнюю целую пластину, отмечаем карандашом длину.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Надрезаем по метке и отламываем заготовку пластины пассатижами. Зажимаем ее в тиски и сверху по центру ножом и молотком выполняем неглубокую прорезь.
Кладем заготовку на деревянный брус и у основания прорези пробойником и молотком делаем отверстие, которое шлифуем швейной иглой.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Зачищаем место обработки наждачной бумагой. Укладываем самодельные пластины на свои места и припаиваем к ним концы соответствующих обмоток.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Смешиваем двухкомпонентный эпоксидный клей по инструкции и наносим его на пластины кончиком плоской отвертки так, чтобы он попал в зазоры между пластинами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Обматываем несколько раз коллектор с приклеенными пластинами алюминиевой проволокой, создавая натяг и, скручивая концы вместе.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Оставляем все в покое на время, указанное в инструкции.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

После этого раскручиваем проволоку и убираем ее. Но более надежным креплением ламелей была бы установка двух бандажей из стекловолокна, пропитанных термоклеем.
Удаляем ножом с поверхности ламелей эпоксидную смолу, т. к. она является диэлектриком. После чего ламели обрабатываем напильником по металлу до медного блеска.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Поскольку токарного станка нет, для проточки коллектора с новыми ламелями, возвращаем якорь на место и выкручиваем щетки.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Замеряем штангенциркулем диаметр отверстия для щеток и выстругиваем ножом подходящий стержень из дерева и доводим его до нужного размера наждачной шкуркой.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Вращая инструмент за шпиндель, можно через отверстие для щеток видеть вращение коллектора. Этот эффект мы и используем, чтобы отшлифовать контактные пластины.
Просовываем деревянный стержень в отверстие до упора в коллектор. Делаем на стержне отметку по верху отверстия и вытаскиваем его. Прикладываем к отметке пробку щетки и уменьшаем место реза на ее высоту.
Вставляем деревянный шип в отверстие и убеждаемся, что пробку можно закрутить. После этого отрезаем неширокую ленту мелкой наждачной бумаги Р600, обхватываем ею шип и снова вставляем в отверстие до упора в коллектор.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Затягиваем шип пробкой и вращаем шпиндель от руки. Если нет большого сопротивления, подключаем к шпинделю действующую дрель и включаем ее.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Процедуру повторяем несколько раз, заменяя изношенную наждачную бумагу на новую, при этом постоянно подкручиваем пробку. В итоге новые пластины по высоте сравняются с остальными и якорь вновь станет исправным.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Чтобы убедиться в этом, выкручиваем пробку, вытаскиваем шип с наждачной бумагой, отключаем приводную дрель и, вращая шпиндель от руки, смотрим на коллектор. Если блеск всех пластин одинаков, то это и есть показатель равномерной шлифовки.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Смотрите видео


Прокомментировать
Вконтакте Одноклассники
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
3+три=
Комментарии (10)
  1. Велл
    #1 Велл Гости 26 сентября 2019 13:00
    3
    Да блин. Еще пропилы нужно между контактами сделать! А так все супер!
  2. Гость Алексей
    #2 Гость Алексей Гости 27 сентября 2019 06:16
    11
    Этот метод сработает только на низкооборотистых и низковольтных двигателях. Пластины на самом деле не плоские. Они уходят в глубину и там имеют выступы, которые их удерживают вместе с клеем. На больших оборотах (в болгарках, фрезерах, даже дрелях) никакой клей не удержит от центробежной силы. Долго не поработает. Пробовал.
  3. Гость Рома
    #3 Гость Рома Гости 27 сентября 2019 22:45
    4
    Ламели нагреваются градусов до 100 - и нормально работают,а в данном случае клей размякнет. И центробежная сила сделает свое дело
  4. Алекс
    #4 Алекс Гости 28 сентября 2019 17:18
    2
    Клей необходимо использовать БФ-2 - такой , как совковый вариант (уже наладили выпуск в наше время)- его надо сушить и потом немного прокалить -держит 120 С. И да -фиксировать бандажом по краям.
    1. hohom
      #5 hohom Гости 22 ноября 2019 23:13
      2
      И шер лаком пробовал дохлый номер
  5. Гость Михаил
    #6 Гость Михаил Гости 18 октября 2019 14:26
    7
    Занимаюсь ремонтом бытовой техники. Могу сказать из личного опыта, что на сегодняшний день технологии изготовления приборов достаточно сложны и ремонт на коленке в домашних условиях приведет лишь к небольшому отдалению от фатального исхода. Нельзя ремонтировать то, что ремонту не подлежит. Я сомневаюсь, что в домашних условиях можно хорошо отбалансировать якорь, который вращается со скоростью от 10000-40000 об/мин. Допустим ламель Вы хорошо приклеили, но пайка обмотки припоем?!?!?! Это дичь! Кто не верит, попробуйте. Я пробовал лет 15 назад. Уже на средних оборотах припой отрывается от меди, причем кусками, то есть рвется соединение не за счет плохого лужения, а за счет непрочности сплава. Обратите внимание, производитель не паяет и не варит, а прессует соединение.
    Мой совет. Если ремонтируете, то меняйте узел целиком, это сэкономит деньги, время и нервы. Также не пытайтесь менять подшипники в пылесосах! Это как наркотик, 1 раз попробуешь и будешь менять 1 раз в 2-3месяца, так как подшипников высокооборотистых качественных не найти, а если найти, то ремонт не целесообразен.
    Всем удачи
  6. hohom
    #7 hohom Гости 22 ноября 2019 22:43
    3
    Прочитав про эпоксидку, сразу перешел в комментарии. Не держит температуры искры щетки пытался несколько раз пробитой (горелой) изоляции между ламелями восстановить. Горит эпоксидка не сразу, но и не более 30 мин. Да вычищал горелки меж ламелями со скребом и спиртом ацетоном не помогло.
  7. Гость Евгений
    #8 Гость Евгений Гости 18 июля 2020 11:06
    8
    Может нужно задуматься почему они вылезли? Была похожая проблема,обратил внимание что на дрели щетки искрят. Разобрал обнаружил что две ламельки немного выступают.Отнес токарю,проточил отполировал коллектор,почистил зазоры между ламелями,в общем все идеально.Собрал вставил новые щетки,включаю дрель работает но вокруг коллектора прям непрерывно горит искра.Разобрал,те же самые ламели потемнели и опять вылезли.Вывод:межвитковое замыкание,сильный нагрев ламелей,разрушение колектора.Поставил новый якорь,как бабки отшептали. Щетки не горят,дрель работает штатно.Так что не занимайтесь,эта вклейка не поможет.
  8. Олег
    #9 Олег Гости 28 сентября 2023 16:01
    3
    Прав только Евгений.
  9. Alex
    #10 Alex Гости 26 ноября 2023 10:10
    1
    Эпрксидка не держит, только пробовал, вылетело всё, не тратьте время, меняйте якорь целиком.
Ваш E-Mail: Ваш пароль:
Войти через:
Вконтакте Одноклассники