Сделай сам своими руками
Лайфхаки, мастер-классы, полезные советы, рецепты.
Добавить мастер-класс
Главная » Полезное и интересное » Лайфхаки и полезные советы » Как проверить якорь электроинструмента в домашних условиях

Самостоятельная проверка якоря электродвигателя легко может быть выполнена в домашних условиях. Это позволит, во-первых, самостоятельно восстановить работоспособность инструмента, во-вторых, не переплачивать специалисту за достаточно простую операцию. Для проверки понадобится только отвертка и мультиметр. Дополнительно можно приобрести специальный приборчик для определения межвиткового замыкания.

Этап 1. Визуальный осмотр инструмента

Очень часто случаются ситуации, когда инструмент еще работает, но уже не так, как положено. И в 30 % случаев виной тому подгоревший якорь. Выявить это можно визуально, еще до вскрытия корпуса.

Косвенными признаками «подуставшего» якоря электродвигателя являются такие неполадки:

  • При работающем электродвигателе видно очень сильное искрение на коллекторе.
  • При попытке запустить болгарку (дрель, дисковую пилу и пр.) наблюдается жесткая просадка напряжения (моргает освещение).
  • Запуск электродвигателя сопровождается резкими рывками.
  • Из корпуса доносится характерный запах горелой проводки.
  • Инструмент не набирает прежней мощности.

Обратите внимание, что большая половина этих признаков может также указывать на банальный износ щеток электродвигателя. Если они стерлись или выкрошились, то якорь, скорее всего, здесь ни при чем. Меняем на новые, чистим коллектор от графитного налета, и спокойно работаем дальше. Если же щетки выглядят целыми, а вышеперечисленные симптомы наблюдаются, с 80-процентной вероятностью можно утверждать, что проблема в якоре электродвигателя.

Если электроинструмент и вовсе не подает признаков жизни, причин может быть гораздо больше, и понадобится не только проверка якоря.

Этап 2. Разборка электроинструмента

Так или иначе, если со щетками все в порядке, без разборки инструмента не обойтись. На этом этапе самое главное – не навредить еще больше. Особое внимание следует обращать на правильный подбор отвертки, так как испорченные винты выкрутить будет проблематично, и проверка превратится в мучительные слесарные работы. В некоторых инструментах используются крепежи разной длины. Их месторасположение нужно запоминать (лучше записывать или зарисовывать).

Чтобы после диагностики и ремонта успешно собрать электроинструмент, начинающим рекомендуется фотографировать каждый этап разборки. Это сильно поможет, если вы забудете, какая деталь как стояла до проверки.

Этап 3. Подготовка якоря электродвигателя к проверке

После того, как якорь был извлечен из корпуса, его желательно подготовить для диагностики. Процедура заключается в тщательной очистке ламелей коллектора от графитного налета. Если этого не сделать, дальнейшая проверка может не дать требуемого результата.

Снять налет можно при помощи ветоши и спирта. Если на ламелях имеется не налет, а толстый слой нагара, удалять его придется мелкозернистой наждачной бумагой. Обратите внимание, чтобы на коллекторе не оставалось видимых борозд от абразива. Это ухудшит контакт ламелей со щетками, а также ускорит их износ.

Этап 4. Визуальный осмотр якоря перед проверкой

Смотреть нужно на следующее:

  • Ламели коллектора. На них не должно быть сильного износа.
  • Обмотка якоря электродвигателя. Ищем обрывы или видимые следы горения провода.
  • Контакты. Вся обмотка припаяна к ламелям коллектора. Эти точки нужно проверить на целостность.

Если на коллекторе слишком глубокая выработка, якорь подлежит замене. Следы гари на обмотках или контактах говорят о том, что деталь неисправна. Можно перемотать, конечно, но дело это неблагодарное, и требует особых навыков. Проще купить новый.

Этап 5. Проверка якоря мультиметром

Проверка якоря электродвигателя мультиметром состоит из двух этапов. В первую очередь, необходимо прозвонить его на наличие пробоя. Для этого мультиметр устанавливается в режим проверки цепи со звуковым сигналом.

Далее одним щупом проходим по ламелям коллектора, а вторым по корпусу якоря.

Второй этап проверки якоря мультиметром заключается в измерении сопротивлений между соседними обмотками. Для этого прибор устанавливается в режим определения сопротивления на самый минимальный порог (как правило, это 200 Ом).

Далее щупы прикладываются к соседним ламелям коллектора, а показания на экране фиксируются. При измерении сопротивления между всеми соседними ламелями должно быть одинаковое значение. Если это не так – якорь неисправен.

О том же самом говорит полное отсутствие сопротивление на какой-либо из обмоток.

Этап 6. Проверка якоря на межвитковое замыкание

Перед тем, как проверить якорь электродвигателя на межвитковое короткое замыкание, необходимо обзавестись специальным приборчиком. Стоит он копейки, и о нем полно информации в Интернете.

Суть проверки якоря заключается в прикладывании этого самого приборчика ко всем секциям корпуса. По показаниям светодиодного индикатора определяется неисправность.

Этап 7. Замена якоря и обратная сборка инструмента

Неисправный якорь либо отдается на перемотку, либо заменяется новым. К счастью, сегодня даже на самый дешевый китайский инструмент в интернет-магазинах можно найти подходящие комплектующие. Новый или восстановленный якорь перед установкой желательно проверить по алгоритму, описанному выше.

Если все в норме, собираем все обратно и работаем. Меняя якорь электродвигателя рекомендуется также установить новые щетки. Благо, они копеечные.

Прокомментировать
Вконтакте Одноклассники
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
5+два=
Комментарии (17)
  1. Гость Александр
    #1 Гость Александр Гости 30 сентября 2018 15:57
    14
    ...Перед тем, как проверить якорь электродвигателя на межвитковое короткое замыкание, необходимо обзавестись специальным приборчиком...
    А что это за приборчик?
    1. Гость Сергей
      #2 Гость Сергей Гости 15 октября 2018 14:10
      3
      Делал такие приборчики, правда, для поиска КЗ витков в трансформаторных обмотках. LC-генератор звуковой частоты с индуктивностью на куске ферритового стержня от магнитной антенны с наушником. Если всунуть феррит с обмоткой в катушку, то КЗ виток уменьшает индуктивность, повышается частота генерации и тональность писка в наушнике. Приборчик весьма чувствительный, обнаруживает даже одиночный КЗ виток. Но в секцию якорной обмотки двигателя катушку на феррите не всунешь, железо якоря мешает.
  2. Старый из Тюмени
    #3 Старый из Тюмени Гости 30 сентября 2018 19:59
    16
    Не сказано самое главное про специальный приборчик. Как называется, как выглядит и т.д...
  3. teryha
    #4 teryha Гости 1 октября 2018 14:19
    27
    если не занимался перемоткой якорей. не давай дебильных советов, имей уважение ко времени которое люди потратят на безполезный совет!
  4. teryha
    #5 teryha Гости 1 октября 2018 14:24
    23
    приборов может быть много, самый простой-электромагнит u-образной формы и железная линейка. А коллектор чистится не наждачкой а ластиком, причём после продораживания ламелей.
  5. Гость Дядя Витя
    #6 Гость Дядя Витя Гости 3 октября 2018 09:43
    3
    Неисправный якорь видно по искрам на холостом ходу . Правда нужно ещё проверить подшипники.
  6. Гость Владимир
    #7 Гость Владимир Гости 3 октября 2018 10:22
    7
    Лет 30, для оперативной проверки якорей, статорных обмоток коллекторных, синхронных и асинхронных эл. двигателей и генераторов пользуюсь простейшей звуковой прозвонкой (2 транзюка+резистор+наушник). По изменению звука можно определить обрыв, кз, количество пар полюсов в 3-х фазнике
  7. миша
    #8 миша Гости 7 октября 2018 19:44
    3
    Если щётки за искрили -якорю конец. Меж витковое не проверить.
  8. я
    #9 я Гости 8 октября 2018 18:58
    0
    фото всего чего не надо, кроме приборчика который стоит копейки, но но не известно как называется и как выглядит. Может мегометром? Но не думаю что он стоит копейки. И к том уже якорь должен быть под напряжением, чтоб обнаружить это КЗ.
  9. evgeny
    #10 evgeny Гости 10 октября 2018 17:22
    4
    Этот "специальный приборчик" стоит не копейки,а много рублей,имеется далеко не у каждого электрика, производился в СССР лет 40-50 назад, сделать самому не просто. Но только с ним можно грамотно дефектовать любые якоря. По моему опыту витковые замыкания встречаются в 70-80% неисправностей,особенно у якорей работающих в сети 220В.
  10. Гость Сергей
    #11 Гость Сергей Гости 15 октября 2018 14:23
    3
    Проверить секции якорной обмотки на одинаковость сопротивления можно только у очень маломощных двигателей. У двигателей типа электродрели сопротивление очень низкое, обычным омметром разницу не поймать. В журнале "За рулем" описывался такой способ: один провод от источника постоянного тока подсоединяем к любой пластине коллектора. Другой через токоограничительный резистор к противоположной, так, чтобы между этими проводами было по две половинки якорной обмотки параллельно. Ток побольше, сравнимый с рабочим током двигателя. Один провод милливольтметра присоединяем к первому проводу от источника, вторым последовательно идем по пластинам коллектора. Записываем падение напряжения, строим для наглядности график. Если падение напряжения повышается ЛИНЕЙНО, то якорь цел. Если график нелинейный, то есть межвитковое КЗ. У пылесосного двигателя 360Вт я уверенно выявлял КЗ мультиметром с разрешающей способностью 1 мВ. Максимальное падение напряжения, дай Бог памяти, было миллиВольт 100...200. С учетом того, что при нагреве сопротивление обмотки увеличивается, после подачи тока лучше минут 5 подождать, чтобы температура и сопротивление "устаканились".
Ваш E-Mail: Ваш пароль:
Войти через:
Вконтакте Одноклассники