Всем привет! Меня зовут Макс. Сегодня я хочу рассказать вам, как из старой покрышки можно соорудить корпус для акустической колонки.
Материалы и инструменты, которые я использовал
- Акустический усилитель мощности. У меня была китайская встраиваемая модель с регулировкой громкости сабвуфера, имеющая маркировку SV400;
- Мощная динамическая головка. В моём распоряжении оказался 15-ти дюймовый динамик с сопротивлением 4 Ом. Должен предупредить, что сопротивление и мощность динамика должны быть согласованы с параметрами усилителя;
- Старая автомобильная покрышка. Сразу скажу – она не должна иметь сквозных пробоин и порывов;
- Пара листов многослойной фанеры. По площади её должно хватить на два круга диаметром чуть больше посадочного размера покрышки. Я же использовал дверцу какого-то шкафа, выброшенную на помойку;
- Мощные шурупы – саморезы небольшой длины (15 – 20 мм). Я применил шурупы с головкой под ключ на 10 мм, что, на мой взгляд, должно подчёркивать брутальность всей конструкции;
- Два отрезка стального прутка или арматуры длиной приблизительно по 0,5 метра диаметром 8 – 12 мм (возможны варианты по вашему вкусу) и дверная петля.
Из инструментов мне понадобились дрель, шуруповёрт (или два в одном), электрический лобзик. Ну и для изготовления подставки пришлось применить сварочный аппарат.
Делаем колонку из автомобильной покрышки
Тщательно отмываем покрышку от грязи, используя щётку и моющее средство.
Теперь из толстой фанеры (в моём случае из дверцы от шкафа) изготавливаем заднюю стенку колонки и фланец для крепления динамической головки.
Размечаем на фанере окружность, диаметр которой на 10 – 15 мм превышает внутренний (посадочный) диаметр покрышки. Чтобы определить этот размер точно, нужно измерить высоту бокового бортика конкретной покрышки.
По разметке аккуратно вырезаем лобзиком круг, который и будет служить задней крышкой.
Для изготовления фланца на втором куске фанеры размечаем две окружности, внешняя – такого же диаметра, как задняя крышка, внутренняя – по посадочному размеру шины. Производим разрез по линиям обоих кругов. У нас должно получиться кольцо шириной, равной разности радиусов двух окружностей.
Примеряем получившиеся детали, чтобы убедиться в правильности их изготовления.
В задней стенке необходимо выпилить отверстие под усилитель.
Размечаем его таким образом, чтобы при установке внутренности усилителя оказались внутри корпуса, а наружная панель легла на стенку и могла быть закреплена шурупами. Для этого можно очертить контуры наружной панели усилителя, а затем сделать отступ внутрь, чтобы обеспечить место для крепления.
Вырезав отверстие лобзиком, примеряем усилитель. Если всё в норме, можно крепить заднюю панель колонки к шине. Поскольку структура материала шины достаточно плотная, я решил крепить панель шурупами непосредственно к покрышке, разметив и высверлив восемь отверстий, расположенных равномерно по окружности.
Здесь я использовал обычные шурупы под отвёртку. Для того, чтобы их конические головки после закручивания оказались заподлицо с поверхностью задней панели, я рассверлил начала отверстий сверлом большего диаметра. Закрепив панель, я убедился, что решение ограничиться простыми шурупами было правильным.
Теперь можно приступить к установке усилителя и его питающего трансформатора. Трансформатор моего усилителя имеет тороидальную форму, поэтому я его закреплю болтом с прижимной шайбой и гайкой. Отверстие под болт нужно просверлить в задней панели колонки. Болт будет проходить внутри кольцевого сердечника трансформатора, а установленные шайба и гайка прижмут трансформатор к внутренней поверхности панели. Чуть забегая вперёд, следует предусмотреть, что расположенный внутри колонки довольно объёмный трансформатор может помешать последующей установки динамика, упершись в его магнитную систему. Во избежание этого трансформатор размещаем ближе к периферии окружности задней панели.
После завершения монтажа задней панели, усилителя и трансформатора я промазал герметиком место соединения панели с покрышкой. Это необходимо для того, чтобы при работе динамика воздух не выталкивался наружу его диффузором, уменьшая звуковое давление. По этой же причине покрышка должна быть целой.
Приступаем к установке динамика. Размещаем на борту шины вырезанный фланец и устанавливаем на него динамик. В местах имеющихся гнёзд для крепления динамика высверливаем отверстия для вкручивания шурупов. Перед установкой динамика не забываем соединить два его провода с выходом усилителя.
С лицевой стороны я решил использовать шурупы с головками под ключ на 10 мм. Во-первых, они мощнее и рассчитаны на больший момент затяжки, что позволит надёжнее закрепить динамик. Во-вторых, наружный вид болтовых головок придаст своеобразный антураж нашему изделию.
Последний штрих - это подставка. По моему замыслу шина – колонка должна стоять на полу под некоторым углом, опираясь на подставку, прикреплённую к задней панели.
Подставку я сварил в виде треугольника из стального кругляка на 8 мм. Длину боковой стороны треугольника я выбрал равной радиусу колонки (то есть шины). Основание треугольника будет упираться в пол, а к его вершине я приварил одну половину дверной петли. Вторая половина петли будет прикручена шурупами к задней панели. Таким образом, подставка будет иметь степень свободы, позволяющую менять угол наклона колонки.
Для большей устойчивости и во избежание повреждения пола, на основание подставки я надел разрезанный вдоль резиновый шланг. Подставку я окрасил краской из баллончика. Думаю, такую колонку можно использовать и в автомобиле, установив её на месте запасного колеса.
Советы
- Относительно размера шины. Его нужно выбирать в соответствии с размером имеющегося у вас динамика. Для моего 15-ти дюймового динамика хорошо подошла шина с посадочным диаметром на 16 дюймов.
- Затягивая шурупы электроинструментом, пользуйтесь ограничителем момента затяжки, чтобы избежать прокручивания шурупов в дереве и резине и ослабления крепления.
- Ну и последнее – соблюдайте технику безопасности и просто будьте осторожны.
Удачи!