Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Самое надежное реле для поворотников
Самое надежное реле для поворотников

Как известно, все современные автомобили оборудованы указателями поворотов, которые представляют собой мигающую на левой или правой части кузова лампочку или светодиод. Иногда штатное электромеханическое реле выходит из строя, а достать мощное автомобильное реле бывает не всегда так легко. На помощь приходят полупроводниковые приборы – ведь построить такое реле мощно всего на паре транзисторов.

Схема реле

Самое надежное реле для поворотников

Схема представляет собой несимметричный мультивибратор, он включается в разрыв цепи последовательно с лампочкой и источником питания. При подаче напряжения лампочка сразу же начинает мигать. VT2 на схеме – полевой транзистор, именно через него протекает весь ток лампочки. Предпочтительнее применить транзистор с максимально низким сопротивлением открытого перехода. Сюда подойдут IRFZ44N, IRF740, IRF630. Если вместо лампочки используется светодиод небольшой мощности, можно использовать и биполярный транзистор, например, TIP122. Транзистор VT1 средней мощности структуры p-n-p, подойдут BD140, КТ814. Диод D1 можно ставить 1N4007 или 1N4148. От ёмкости конденсаторов и сопротивления резисторов напрямую зависит частота миганий. Для увеличения частоты нужно уменьшить ёмкость конденсатора С2, а для уменьшения частоты, наоборот, увеличить его ёмкость. Также можно поэкспериментировать с номиналами других элементов схемы и наблюдать, как будет меняться скважность импульсов.
tranzistornoe-rele-dlja-povorotnikov.zip [97,21 Kb] (cкачиваний: 190)

Самое надежное реле для поворотников

Сборка схемы

Вся схема собирается на миниатюрной печатной плате размерами 35 х 20 мм, изготовить её можно методом ЛУТ. Дорожки после травления обязательно нужно залудить, тогда медь не будет окисляться.
Самое надежное реле для поворотников

В первую очередь на плату запаиваться резисторы, диод. После них всё остальное – пара транзисторов, электролитические конденсаторы и клеммник. Важно не перепутать цоколёвку транзисторов и полярность конденсаторов, иначе схема не будет работать. Когда все детали запаяны на плату, обязательно нужно смыть остатки флюса, проверить правильность монтажа.
Самое надежное реле для поворотников

Самое надежное реле для поворотников

Настройка и испытания реле поворотников

Для пробы в качестве нагрузки можно подключить несколько мощных светодиодов. Минус нагрузки подключаем напрямую к минусу источника питания, а плюс заводим на плату. Если же для проверки используется лампочка, подключать её можно любой полярностью. Подаём напряжение, и лампочка сразу же начинает мигать. Частоту мигания можно менять в широких пределах, именно поэтому данной схеме можно найти множество других применений, кроме использования в качестве реле поворотников. Например, с её помощью можно сделать задний мигающий фонарь для велосипеда, достаточно лишь увеличить частоту вспышек уменьшением ёмкости конденсатора. Схема может коммутировать большую мощность – до нескольких сотен ватт, если применить полевой транзистор, рассчитанный на соответствующий ток. При мощности более 100 ватт транзистор желательно установить на небольшой радиатор, иначе возможен его нагрев при долговременной работе. Такая схема, в отличие от традиционного электромеханического реле не имеет подвижных частей, поэтому она значительно долговечнее, если использовать при детали надлежащего качества. При необходимости, в цепь последовательно с нагрузкой включается также предохранитель, обозначенный на схеме как FU1. Удачной сборки.
Самое надежное реле для поворотников

Самое надежное реле для поворотников

Смотрите видео

На видео наглядно продемонстрирована работа данной схемы, в качестве нагрузки используется несколько светодиодов с резисторами.
Прокомментировать
Комментарии (4)
  1. Гость Владимир
    #1 Гость Владимир Гости 29 августа 2018 16:53
    0
    данную конструкцию нельзя использовать как поворотники - слишком быстро моргаютъ
    время сигнал-пауза ГОСТировано
  2. Гость влад
    #2 Гость влад Гости 29 августа 2018 18:23
    0
    больше интересует реле вентилятора охлаждения на плавном пуске по проще схема
  3. Aleksandr
    #3 Aleksandr Гости 30 августа 2018 10:03
    2
    Реле поворотов управляет левыми/правыми поворотами (т.е. понадобится как минимум 2 такие схемы), так еще и меняет частоту мигания при перегорании одной из лампочек (это экспресс диагностика для водителя). Ну и не забудем что что за аварийку (моргание всеми лампочками) отвечает тоже оно. При этом повороты работают при включенном зажигании а аварийка всегда.
    Вобщем правильное реле поворотов это не просто "мощное автомобильное реле".
  4. Гость Александр
    #4 Гость Александр Гости 5 октября 2018 08:46
    0
    На автомобиле оно работать не будет, так как на поворотах использовано токовое реле.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: