Сделай сам своими руками
Лайфхаки, мастер-классы, полезные советы, рецепты.
Добавить мастер-класс
Главная » Электроника » Простые схемы » Самое надежное реле для поворотников

Как известно, все современные автомобили оборудованы указателями поворотов, которые представляют собой мигающую на левой или правой части кузова лампочку или светодиод. Иногда штатное электромеханическое реле выходит из строя, а достать мощное автомобильное реле бывает не всегда так легко. На помощь приходят полупроводниковые приборы – ведь построить такое реле мощно всего на паре транзисторов.

Схема реле

Схема представляет собой несимметричный мультивибратор, он включается в разрыв цепи последовательно с лампочкой и источником питания. При подаче напряжения лампочка сразу же начинает мигать. VT2 на схеме – полевой транзистор, именно через него протекает весь ток лампочки. Предпочтительнее применить транзистор с максимально низким сопротивлением открытого перехода. Сюда подойдут IRFZ44N, IRF740, IRF630. Если вместо лампочки используется светодиод небольшой мощности, можно использовать и биполярный транзистор, например, TIP122. Транзистор VT1 средней мощности структуры p-n-p, подойдут BD140, КТ814. Диод D1 можно ставить 1N4007 или 1N4148. От ёмкости конденсаторов и сопротивления резисторов напрямую зависит частота миганий. Для увеличения частоты нужно уменьшить ёмкость конденсатора С2, а для уменьшения частоты, наоборот, увеличить его ёмкость. Также можно поэкспериментировать с номиналами других элементов схемы и наблюдать, как будет меняться скважность импульсов.

tranzistornoe-rele-dlja-povorotnikov.zip [97.21 Kb] (cкачиваний: 1982)

Сборка схемы

Вся схема собирается на миниатюрной печатной плате размерами 35 х 20 мм, изготовить её можно методом ЛУТ. Дорожки после травления обязательно нужно залудить, тогда медь не будет окисляться.

В первую очередь на плату запаиваться резисторы, диод. После них всё остальное – пара транзисторов, электролитические конденсаторы и клеммник. Важно не перепутать цоколёвку транзисторов и полярность конденсаторов, иначе схема не будет работать. Когда все детали запаяны на плату, обязательно нужно смыть остатки флюса, проверить правильность монтажа.

Настройка и испытания реле поворотников

Для пробы в качестве нагрузки можно подключить несколько мощных светодиодов. Минус нагрузки подключаем напрямую к минусу источника питания, а плюс заводим на плату. Если же для проверки используется лампочка, подключать её можно любой полярностью. Подаём напряжение, и лампочка сразу же начинает мигать. Частоту мигания можно менять в широких пределах, именно поэтому данной схеме можно найти множество других применений, кроме использования в качестве реле поворотников. Например, с её помощью можно сделать задний мигающий фонарь для велосипеда, достаточно лишь увеличить частоту вспышек уменьшением ёмкости конденсатора. Схема может коммутировать большую мощность – до нескольких сотен ватт, если применить полевой транзистор, рассчитанный на соответствующий ток. При мощности более 100 ватт транзистор желательно установить на небольшой радиатор, иначе возможен его нагрев при долговременной работе. Такая схема, в отличие от традиционного электромеханического реле не имеет подвижных частей, поэтому она значительно долговечнее, если использовать при детали надлежащего качества. При необходимости, в цепь последовательно с нагрузкой включается также предохранитель, обозначенный на схеме как FU1. Удачной сборки.

Смотрите видео

На видео наглядно продемонстрирована работа данной схемы, в качестве нагрузки используется несколько светодиодов с резисторами.

Прокомментировать
Вконтакте Одноклассники
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
4 минус один =
Комментарии (11)
  1. Гость Владимир
    #1 Гость Владимир Гости 29 августа 2018 16:53
    2
    данную конструкцию нельзя использовать как поворотники - слишком быстро моргаютъ
    время сигнал-пауза ГОСТировано
  2. Гость влад
    #2 Гость влад Гости 29 августа 2018 18:23
    1
    больше интересует реле вентилятора охлаждения на плавном пуске по проще схема
  3. Aleksandr
    #3 Aleksandr Гости 30 августа 2018 10:03
    6
    Реле поворотов управляет левыми/правыми поворотами (т.е. понадобится как минимум 2 такие схемы), так еще и меняет частоту мигания при перегорании одной из лампочек (это экспресс диагностика для водителя). Ну и не забудем что что за аварийку (моргание всеми лампочками) отвечает тоже оно. При этом повороты работают при включенном зажигании а аварийка всегда.
    Вобщем правильное реле поворотов это не просто "мощное автомобильное реле".
    1. Гость Николай
      #4 Гость Николай Гости 2 июня 2019 23:41
      7
      Два реле не нужно. Реле (одно!) устанавливается не на лев/прав. лампы отдельно, а ставится в в разрыв цепи в общего провода +12вольт который затем идет на переключатель поворотов и к аварийке обеспечивая их циклическую работу.
      Т.е. цепь такова +12в. идет сначала на реле поворотов, а уже от него на аварийку и на переключатель поворотов которые и подключают к работающей релюхе нужные лампы.
  4. Гость Александр
    #5 Гость Александр Гости 5 октября 2018 08:46
    4
    На автомобиле оно работать не будет, так как на поворотах использовано токовое реле.
  5. Гость Влад
    #6 Гость Влад Гости 12 января 2019 09:07
    4
    Полевой транзистор этой полярности в данной схеме нормально будет работать только со светодиодами! С мощными лампами он будет сильно греться, потому что исток должен быть на минусе, а лампа включена в цепь стока. Либо напряжение открытия затвора должно быть выше питающего на 3-4 вольта. Учите матчасть...
  6. Гость Олег
    #7 Гость Олег Гости 17 мая 2019 16:21
    1
    Сегодня спаял эту схемку - заработала сразу!))) Вместо VT1 запаял MPSA92, и полевик IRFP260NPBF. Конденсаторы и резисторы по схеме. До этой была схема с мигающим светодиодом, но с некоторых пор она начала глючить. Искал в инете схему более надежную и нашел эту. Спасибо!
  7. гор
    #8 гор Гости 27 декабря 2019 19:40
    2
    на кт315 лучше сделать. и частоту подобрать не сложно. и в схеме всего три детали. кондесатор резистор и кт315.
  8. Имя
    #9 Имя Гости 28 сентября 2020 15:54
    3
    Почему лампа стоит там, где стоит? Почему не между стоком и узлом после предохранителя?
  9. Гость Евгений
    #10 Гость Евгений Гости 10 ноября 2020 04:44
    0
    Если R-2 заменить на 100кОм и если планируете использовать светодиоды то установить дополнительный резистор 7-10кОм паралельно светодиодавм (зашунтировать их) то всё работает прекрасно.
  10. parxatoff
    #11 parxatoff Гости 27 декабря 2023 20:19
    0
    Можете обьяснить как работает схема. НЕ понимаю для чего конденсатор с1 и диод д1. Без этих элементов схема не работает. Хотя понимаю что конденсатор заряжается через диод. И разряжается полевым транзистором. Заметил на базе и эмиторе транзистора vt1 скачек напряжения около 20 вольт.Заранее спасибо.
Ваш E-Mail: Ваш пароль:
Войти через:
Вконтакте Одноклассники