Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Простая рация на трех транзисторах
Это схема коротковолновой радиостанции содержит в своем составе всего три транзистора. Самая простая рация для повторения начинающими радиолюбителями. Конструкция была взятая из старенького журнала, но актуальности своей ни капли не потеряла. Единственное, что устарело, так это радио компоненты, которые необходимо заменить на современные аналоги, в результате характеристики радиопереговорного устройства улучшатся.

Схема радиостанции

Простая рация на трех транзисторах

Схема простая, особенно если понимать её работу. Предлагаю вам сразу визуально разделить её на левую сторону с одним транзистором и правую с двумя транзисторами. На транзисторе VT1 собран передатчик и приемник одновременно. Когда переключатель замыкает контакты «1», рация находится в режиме приема и этот транзистор работает в режиме сверхгенеративного детектора. А когда замыкаются контакты в режим «2» - это передача и транзистор работает как задающий генератор. С этим, я думаю понятно. На транзистора VT2, VT3 собран простой низкочастотный усилитель, который в зависимости от положения переключателя либо усиливает сигнал с микрофона и передает его на передатчик, либо усиливает сигнал сверхгенеративного детектора и передает его на громкоговоритель. Кстати, громкоговоритель и микрофон это один и тот же элемент – высокоомный телефонный капсюль ДЭМ.

Детали для радиостанции

Катушка L1 намотана на каркасе диаметром 8 мм с ферритовым сердечником виток к витку и имеет 9 витков провода ПЭЛ диаметром 0,5 мм. Катушка L2 намотана поверх катушки L1 и имеет 3 витка того же провода. Катушка L3 имеет диаметр 5 мм и содержит 60 витков провода ПЭЛ диаметром 0,5 мм. В качестве дросселя L4 можно использовать первичную обмотку выходного трансформатора транзисторного приемника.

Конструкция антенны

Простая рация на трех транзисторах

Антенна сделана мной из толстого алюминиевого провода, с куском изоляции, поверх которой и намотана катушка L3.

Моя модернизация

Я делал такую рацию ещё в школе, но тогда уже поменял все транзисторы на более современные и с высоким коэффициентом усиления. К примеру, я заменил VT1, VT2 на КТ361, а VT3 на КТ315.
Сейчас я бы конечно поменял полярность питания и полярность конденсаторов, заменил все транзисторы с структуры n-p-n на p-n-p, и p-n-p на n-p-n. Ну и установил бы современные транзисторы. Требований к транзисторам особо никаких нет, поэтому подойдут абсолютно любые.
Автор схемы говорит, что радиус действия однотипных радий на открытой местности – 100-200 метром. Я же разгонял такие рации до 500 метров, для этого использовал современные транзисторы, антенну увеличил до 900 мм, плюс увеличил ток генератора, заменив резистор 100 Ом на 50 Ом. Кто-то скажет, что все из-за увеличения антенны, с чем я не соглашусь и скажу, что с «родной» антенной мне удавалось связь на 300 метров.

Настройка

Если вы собрали рацию правильно и из исправных деталей, то вся настройка сведётся к настройке катушки L1 на частоту 27 МГц. Делать это можно подстрочным сердечником, либо конденсатором в контуре.
Простая рация на трех транзисторах

Лавренко И. «Радиопереговорное устройство» журнал «Радиолюбитель».
Прокомментировать
Комментарии (4)
  1. Ваня
    #1 Ваня Гости 21 декабря 2017 13:19
    0
    L4 - вполне можно заменить резистором на 50-100 Ом, и будет работать не хуже.
  2. Никита
    #2 Никита Гости 10 марта 2018 20:38
    0
    "Ну и установил бы современные транзисторы" какие установить посоветуете (при учёте смены полярности кондёров и питания + замене транзисторов npn на pnp и т.д.) первый раз вч техникой занимаюсь, и ещё по поводу сердечников СЦР подойдут ли сердечники с плат ламповых телевизоров?
  3. Никита
    #3 Никита Гости 10 марта 2018 20:43
    0
    И можно немного по подробней про антенну. Я так понял нужно просто взять кусок провода от антенны телевизора и намотать на него L3 так? вроде-бы нет, первый раз вч техникой занимаюсь сильно не ругайтесь)
  4. Анатолий Мухин
    #4 Анатолий Мухин Посетители 2 апреля 2018 16:08
    0
    Антенна четверть волны, кт368,кт3102,кт3107, изменить полярность питания и электролита на 50мкф. а 315 и кт361 это и транзисторами назвать нельзя, просто мусор, всегда их выбрасывал из всех устройств и заменял на 3102 и 3107, так же можно в первых двух каскадах 3107 но лучше в первом П609 и в третьем 3102 и все оставить без изменений.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: