Когда-то в детстве для отца собрал примитивное импульсное зарядное устройство с конденсаторной развязкой в первичной цепи трансформатора (4 мкф х 400 в). Импульсным оно называлось потому, что заряд осуществлялся модифицированной полу синусоидой, при этом за счет конденсатора и дополнительной лампочки (резистора), происходил разряд в «нерабочий» полупериод мощностью 0,1 от тока зарядки. Аккумуляторы с этим выпрямителем служили лет по 5 (для советского времени – срок приличный).
В этом году, когда понадобился зарядник, оказалось, что он пришел в негодность – контакты поржавели, стал «пробивать» на корпус. В связи с тем , что пыл радиолюбительства с годами поубавился, решил прикупить импульсник - автомат, чтобы поменьше мороки было - по принципу включил (когда надо), выключил (когда заряд прекратился), и забыл до следующей необходимости. Выбор импульсных зарядных устройств довольно большой, но, похоже, что китайские друзья удачно доработали Датские, либо Итальянские радиосхемы, в результате чего современные устройства отличаются друг от друга только качеством сборки. Во многих руководствах тиражируют полный бред: «…устройство автоматически очищает клеммы от сульфатов…» - по всей видимости сию галиматью перепечатывают люди, не знающие разницы между клеммами и анодом аккумулятора, где как раз таки и происходит сульфатация (Pb2SO4+H2SO4+O, равно 2PbSO4+H2O). Это процесс, усиливающийся при разряде, вызывает разрушение электрода, а импульсный заряд вроде снимает, или уменьшает сульфатацию.
Итак, принципиальных различий между импульсными зарядными устройствами – автоматами нет (все пишут о семи-, либо девяти-этапной зарядке, на мой взгляд это чистой воды рекламный ход, тем более остается возможность для дальнейшего полета мысли, типа двадцати-этапный, тридцати-этапный, и.т.д.), поэтому исходя из мощности аккумулятора, выбирать надо что подешевле. В моем случае –это устройство с нелепым названием для зарядника "Агрессор" (AGR/SBC-080 Brick) по цене на 02.2016г. 2750 рублей с функцией десульфатации и током заряда до 8А, рассчитанный на заряд аккумуляторов до 160 а.ч..
Устройство внешне выглядит добротно – хороший толстый (но ужасно вонючий) пластик, из-за хорошо подогнанной резиновой прокладки нет нареканий к швам, прибор интуитивно понятен, но есть одно «НО» - нет индикации по напряжению и силе тока. В некоторых случаях «зимний» заряд током от 8А самостоятельно перескакивает на заряд 2А (мотоциклетный аккумулятор), при этом светодиоды показывают заряд, а дополнительно подключенный амперметр – его отсутствие. Зарядные устройства с индикацией силы тока и напряжения стоят на порядок дороже – в пределах 200$, между тем, нехитрая доработка любого, подчеркиваю, любого зарядного устройства с помощью ампервольтметра, допустим, за 250 – 300 рублей, превратит Ваше устройство в более привлекательное и удобное в использовании оборудование.
Ампервольтметр можно расположить либо в самом зарядном устройстве (если для него есть место), либо вне его – в специальной коробочке, подключив его к проводам, идущим к аккумулятору для зарядки. Для подбора места, проведем ревизию зарядника, для чего отжимаем боковые пластмассовые накладки и выкручиваем 6 шурупов. Сняв крышку, видно, что на лицевую панель ампервольтметр не поместить – иначе придется изменять плату. Для вывода ампервольтметра на заднюю панель, есть несколько мест, я выбрал поближе к кабелям зарядки.
Примерное место расположения ампервольтметра. Подрезав немного кусачками корпус ампервольтметра, максимально удобно расположил прибор внутри корпуса (несколько левее средней линии), после чего аккуратно перевернул зарядник, сохранив место, где ампервольтметр будет установлен в корпус зарядника и очертил отверстие. Далее, дело домашней техники - за 15 минут по внутренней стороне очерченного прямоугольника насверлил тонким сверлом при помощи дрели или шуруповерта около 40 отверстий, этим же сверлом объединил их и освободил окошко для ампервольтметра. Поправив напильником кромки, установил ампервольтметр в окошко и закрепил его термоклеем. Ампервольтметр плотно и довольно крепко разместился в окошке, не выступает за пределы ограничителя, при этом почти вся информация на тыле сохранилась.
Далее, перерезав (-) минусовый провод зарядника (черный), припаиваем к верхней части черный провод амперметра (у амперметра два толстых провода – красный и черный), а к нижней части провода, идущего к аккумулятору – красный провод амперметра и черный провод вольтметра. К оголенному (+) плюсовому проводу зарядника припаиваем красный и желтый провод вольтметра (проводов вольтметра три – желтый, красный и черный, они более тонкие). Места пайки закрываем термоусадкой, либо изолентой, и, можно приступать к зарядке.
Подсоединив клеммы (+) и (-) к аккумулятору, на дисплее ампервольтметра можно посмотреть его напряжение, а сила тока заряда появится после включения прибора в сеть и выбора режима.
Есть одно неудобство – кнопка переключения режимов находится с лицевой стороны, а ампервольтметр – с тыльной, но это лишь немногим умоляет переделку. Как видно, переделка не коснулась принципиальной схемы, а лишь затронуло кабели, идущие к заряжаемому аккумулятору, в связи с чем возможен наружный вариант расположения ампервольтметра в небольшом корпусе как для данного зарядного устройства, так и любого другого.
С уважением, Вадим Захаров.
Доработка зарядного устройства
Похожие мастер-классы
Доработка зарядного устройства - добавляем теплоотводы
Разобрал сломанный зарядник, собрал повышающий преобразователь
Зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов
Компактное зарядное устройство для любых внешних аккумуляторов
Самый простой зарядник для аккумуляторной батареи
Зарядное устройство для Li-Ion (Li-Рo) аккумуляторов из
Особо интересное
Комментарии (2)