Если в домашней мастерской нет слесарных тисков, то выполнение некоторых операций с металлом будут затруднительны или даже станут невозможными. Покупка этого громоздкого механизма в магазине потребует больших денежных затрат. Выйти из положения помогут старые велосипедные запчасти, из которых можно собрать уникальные тиски не хуже заводских.
Понадобится
Материалы:
- велосипедная цепь;
- 2 велосипедные звездочки;
- профильная прямоугольная и круглая труба;
- квадратный пруток;
- прямоугольные пластины и полосы;
- 2 задвижки оконные накладные;
- болты, винты и гайки;
- кругляк;
- аэрозольная краска;
- велосипедная рулевая грипса.
Инструменты: керосин (уайт-спирит), зубная щетка, лобзиковая пила, сварочный аппарат, болгарка, дрель, сверлильный станок и др.
Процесс изготовления уникальных тисков из старых велосипедных запчастей
Укладываем в емкость старую велосипедную цепь и 2 звездочки. Наливаем керосин или уайт-спирит и зубной щеткой удаляем с запчастей загрязнения.
От цепи отрезаем 2 участка по 29 см.
Затем у двух отрезков профильной прямоугольной трубы чуть длиннее 29 см завариваем торцы пластинами. Сварные швы зачищаем болгаркой.
Укладываем на профильные трубы от одного конца продольно отрезки цепи, а по их бокам – квадратные прутки длиной также 29 см. Привариваем их к профильной трубе. Крайние звенья цепей прикручиваем к основанию винтами.
Берем пластину заданной толщины и размерами в плане 20×8 см. Размечаем ее согласно поперечнику профильной трубы с цепью и прутками, и выполняем 2 прорези ближе к краям.
Также в пластине намечаем и сверлим 2 отверстия по краям и 1 по центру. Во второй пластине, чуть длиннее первой, сверлим в углах 4 отверстия. Пластину прорезями вниз устанавливаем вертикально по длинной стороне второй пластины и завариваем.
Вставляем в прорези пластины профильные трубы с цепью и прутками, и привариваем к горизонтальной пластине ограничители по сторонам профильных труб. Для жесткости пластины в центре соединяем косынкой.
К пластине с прорезями по центру вертикально привариваем по одной оконной задвижке для стопорения профильных труб при опускании движка задвижки в отверстия звеньев цепей.
От стальной полосы отрезаем 4 одинаковых фрагмента и сверлим в них на расстоянии 2 см от одного края по отверстию. Торцы фрагментов с отверстиями скругляем. Закрепляем в них болтами и гайками звездочки с возможностью их свободного вращения на болтах.
Вставляем профильные трубы в прорези в пластине, фиксируем положение труб, стопоря цепь движками оконных задвижек. Плоские торцы пластинчатых фрагментов упираем в пластину с прорезями так, чтобы звездочки вошли в зацепление с цепями. В таком положении пластинчатые фрагменты привариваем к пластине с прорезями.
Укладываем собранный узел пластиной с прорезями на такую же по размерам пластину и переносим на нее центры отверстий и контуры прорезей, и выполняем их на сверлильном станке и болгаркой соответственно.
Используя пластину с отверстиями как шаблон, выполняем на двух равных полосах такие же отверстия, развертывая их с одной стороны. Выполняем на этих же сторонах двойную перекрестную насечку.
Крепим пластины насечками наружу к пластине с прорезями тремя винтами и гайками. Вторую губку крепим так же к пластине с прорезями в ранее собранном узле.
Привариваем плоской стороной 2 одинаковых ушка с отверстиями к профильным трубам с цепями на уровне внутренних боковых сторон в продольном направлении.
Отрезаем от стального кругляка 2 «пятака». Со смещением от центра сверлим в них отверстия. Собираем узел, включая пластину, которая будет выполнять в тисках функцию неподвижной губки.
«Пятаки» болтами и гайками крепим к ушкам. Снизу к «пятакам» привариваем поперечную планку, жестко связывая их между собой. К центру планки привариваем вертикально отрезок круглой трубы и получаем эксцентриковый зажим.Также для увеличения жесткости конструкции соединяем винтами торцы профильных труб планкой. Окрашиваем тиски в различные цвета согласно правилам безопасности, эргономики и дизайна.
На ручку эксцентрикового зажима надеваем велосипедную рулевую грипсу. Крепим тиски к столу верстака и применяем их без ограничений, т. к. максимальное расхождение губок составляет 20 см.