Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Как извлечь сломанный болт или шпильку из глубокого отверстия
Как извлечь сломанный болт или шпильку из глубокого отверстия

Когда обламывается болт или шпилька и остается глубоко в отверстии, положение кажется безвыходным. Такое случается, если:
  • прикладывать к ключу чрезмерное усилие;
  • метиз оказался бракованным (например, наличие внутренней микротрещины);
  • затяжка была больше допустимого значения;
  • в процессе эксплуатации произошло закисание (окисление) резьбового соединения.

Ситуация еще больше усугубляется тем, что деталь может быть большой и дорогостоящей (в нашем случае – поддон картера из алюминиевого сплава), а узел, где застрял обломок метиза, ответственный и заменить его нечем.
Это дело усложняется, если сломанный болт или шпилька остались в отверстии детали, выполненной из алюминиевого или магниевого сплава, который намного мягче стального метиза. Поэтому извлекать обломок следует очень аккуратно и осторожно, чтобы не повредить резьбу в отверстии детали.

Предварительные действия

Для того чтобы повысить вероятность успешного извлечения сломанных метизов из резьбовых отверстий совсем не лишними будут следующие операции:
  • постучать по обломку с помощью специального подпружиненного кернера или обычного, легко ударив по нему несколько раз молотком. Это позволит ослабить посадку сломанного метиза;

  • прогреть деталь в районе отверстия с обломком с помощью газовой горелки для частичного снятия внутренних напряжений, но при этом не переусердствовать, чтобы не расплавить алюминий;

  • впрыснуть или залить в отверстие немного проникающей смазывающей жидкости типа W-40, в т. ч. для растворения загрязнений и удаления ржавчины.

Такие мероприятия в комплексе существенно облегчат процедуру извлечения из отверстия остатков болта или шпильки.

Процесс извлечения обломка

Наибольшую трудность представляет извлечение обломка метиза с неплоской поверхностью излома. При попытке засверливания сверло может соскользнуть и повредить резьбу в отверстии.
Для извлечения такого обломка впрыскиваем в отверстие проникающую смазывающую жидкость, подбираем подходящую по резьбе направляющую втулку.

Вворачиваем ее в отверстие до упора в болт или шпильку и затягиваем контргайкой. С помощью дрели и твердого сверла с консистентной смазкой на конце сверлим в обломке небольшое углубление под экстрактор.

Вывернув кондуктор, убеждаемся, что сверления точно по центру, а его глубина достаточная.

Если же это не так, можно продолжить сверление, не боясь повредить резьбу в отверстии, т. к. у нас уже есть направляющее углубление. Сверление не должно быть сквозным, чтобы не повредить алюминиевую деталь.

Далее берем подходящий по диаметру винтовой экстрактор и вбиваем его в отверстие.

Затем, придерживая инструмент пальцем, осторожно выворачиваем его, следя за тем, чтобы экстрактор плотно сидел в обломке.

Вворачиваем в отверстие болт и убеждаемся, что резьба в ней цела. Можно смазать резьбу медной смазкой или чем-то подобным, чтобы болт или шпилька в следующий раз не оказались зажатыми в резьбе отверстия.

Советы и замечания

Поскольку работы по извлечению сломанных болтов и шпилек связаны со сверлением, нагреванием, использованием ударных инструментов и агрессивных жидкостей, необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты: одеждой с длинными рукавами, перчатками, очками, возможно, даже респиратором.
Если у вас в наличии не оказалось сверла с левым вращением, то ничего страшного не произойдет. Можно пользоваться стандартным сверлом правого вращения, но дополнить его экстрактором, который также может быть левым или правым.

Смотрите видео

Прокомментировать
Комментарии (36)
  1. Igor
    #1 Igor Гости 19 ноября 2018 00:06
    31
    Экстрактор - очень хрупкий и если и он обломается (что в основном и происходит)- то уже кроме выжигания ничем не помочь. Поэтому только полностью вы сверливать и постоянно пробовать обратным вращение сверла подцепить. Лучший способ - левыми свёрлами - и сверлят, и подцепляют.
  2. Гость Алексей
    #2 Гость Алексей Гости 19 ноября 2018 01:35
    15
    А теперь пишем про извлечение сломанного экстрактора (якобы Made in Germany) вместе со сломанным болтом из чугунного корпуса (на разнице температурного коэф. расширения, как с алюминием, не сыграешь).
  3. Борис
    #3 Борис Гости 19 ноября 2018 09:34
    14
    Вы батенька этого никогда не делали! таким ключём работают дилетанты.
  4. Slavkin
    #4 Slavkin Гости 19 ноября 2018 10:11
    2
    Экстрактор высверливается перьевым сверлом, либо любым другим с алмазным напылением.
  5. сергий
    #5 сергий Гости 19 ноября 2018 12:21
    9
    Сразу видно-спец.Разводником выворачивает!
    1. Гость Владимир
      #6 Гость Владимир Гости 30 ноября 2018 09:30
      2
      Да ещё самым кончиком.
  6. Артур
    #7 Артур Гости 19 ноября 2018 16:23
    1
    Так-же это возможно зависит от отношения "отверстия" к "зубилу" , возможно это не принципиальный вариант !? . 2018г.
  7. Гость Михаил
    #8 Гость Михаил Гости 19 ноября 2018 18:03
    17
    Подбираем сверло по диаметру шестигранника.После засверловки молотком забиваем шестигранник в залом.Выкручиваем.Всё.
  8. Гость виктор
    #9 Гость виктор Гости 19 ноября 2018 19:37
    6
    внутрь резбы вставил стальную трубку (чтоб стенки не повредить), брал сварку на большом токе и в эту трубку чтоб её типа прожечь, вплавлял электрод, потом резко выключал ждал чтоб остыла, электрод загибал и крутил в раскачку и счастье было только с третий попытки. удачи пацаны!
    1. Гость Александр
      #10 Гость Александр Гости 20 ноября 2018 19:11
      4
      Вариант не "катит"-обломок шпильки может остаться навсегда,деталь будет "запорота".На "дурака" раз-другой пронесёт,а потом-резьба обломка намертво схватится с резьбой "полезного тела".Правильный вариант,как уже было указано,-работа с центровкой,с использованием левонаправленного сверла.Испытано многократно,осечек не было.
  9. Гость Александр
    #11 Гость Александр Гости 19 ноября 2018 20:46
    13
    Ну если начали высверливать, то взять сверла с левым направлением, при высверливании сверло будет постоянно создавать усилие на слогманном болте и деталь пойдет выкручиваться. Я так делаю уже на протяжении более 20 лет.
  10. Небрит
    #12 Небрит Гости 19 ноября 2018 22:28
    23
    Тут парни правильно пишут, чуть покрепче заломы и ппц твоему экстрактору.
    Я б высверливал потихоньку увеличивая диаметр сверла. Потом разломать остатки и выковырять из внутренней резьбы
  11. Гость Александр
    #13 Гость Александр Гости 20 ноября 2018 16:28
    1
    Вот теоретиков развелось в интернетах, чего только не напишут... Интересно, есть хоть один человек, которому удалось этими "экстракторами" вывернуть обломок? Если болт (шпильку) сорвало по диаметру, то х..н что поможет кроме сверла и метчика.
  12. Гость андрей
    #14 Гость андрей Гости 20 ноября 2018 20:11
    7
    ребята а вы про левое сверло вообще слыхали , ра двадцать применял на практике и всегда безотказно.
    1. Гость Владимир
      #15 Гость Владимир Гости 22 ноября 2018 23:00
      4
      Подтверждаю! Выворачивал чем угодно, только не эсктрактором! Левым сверлом, зубилом, сваркой. И ни разу не получилось экстрактором. Наверное, экстракторы неправильные попадаются :)))
      1. Гость Андрей
        #16 Гость Андрей Гости 27 ноября 2018 00:04
        5
        Всё потому, что этот экстрактор конусный. когда он заворачивается в отверстие, то он обломок "раздвигает", тем самым увеличивая трение между обломком и резьбой.
  13. Александр Николаевич
    #17 Александр Николаевич Гости 20 ноября 2018 20:41
    5
    В который раз уже перетираем эту тему.Когда-то " За рулём " рекомендовал извлекать заломыш из БЦ , залив туда азотную кислоту. Испытал лет 15 назад испытал - отлично. Остальных способов в интернете - море.
  14. Станислав
    #18 Станислав Гости 21 ноября 2018 02:46
    11
    Просверлил сперва тонким сверлом, затем всё более толстым. В получившееся отверстие вбил хвостовик напильника и с помощью газового ключа вывернул обломок болта.
    1. валерий иванов
      #19 валерий иванов Гости 21 ноября 2018 09:44
      3
      берёшь втулку вставляешь в отверстие до обломка и привариваешь втулку изнутри к обломку и за верхний конец втулки выворачиваешь,Проверено работает чётко
  15. Виктор Серебренников
    #20 Виктор Серебренников Посетители 21 ноября 2018 11:03
    1
    Вот как отличается профессионал от любителя... Я-бы высверлить попытался.
  16. Механик
    #21 Механик Гости 21 ноября 2018 15:01
    1
    Лучше всего растворять сталь раствором азотной кислоты из алюминия.
  17. vitalka
    #22 vitalka Гости 24 ноября 2018 00:00
    3
    Мужики, я конечно первый раз слышу про экстракторы эти , но мы всегда делали так- засверливали, нарезали мечиком обратную резьбу, вкручивали под эту резьбу болт. все
  18. nemo
    #23 nemo Гости 24 ноября 2018 23:58
    1
    В данном случае--потянет, а если в труднодоступных местах, и дрелью не подобраться??? Я помню, какой-то поломанный болт из резьбы где-то на днище или подвеске машины выворачивали так: сваркой-полуавтоматом приваривали к обломку болт меньшего диаметра и выкручивали им.
  19. Лентяй
    #24 Лентяй Гости 25 ноября 2018 21:37
    0
    Вместо резьбовой втулки можно просверлить болт подходящей длины. Сверлить со стороны торца болта.
  20. тишина
    #25 тишина Гости 26 ноября 2018 00:49
    0
    Зачем это сверлить,если поддон в руках? Азотная кислота. Выедает сталь,алюминиевый сплав остаётся невредим. Единственное,не подходит для случаев,когда налить кислоту не получится,вверх ногами,и т.п.
  21. Гость Андрей
    #26 Гость Андрей Гости 26 ноября 2018 23:57
    1
    Рискованный гемор. Сработает если болт или шпилька из калёного материала. Тогда обломок можно будет вывернуть и отвёрткой. Если же он из "сыромятины", то скорее всего он растянут по резьбе и ни чем таким типа экстрактора его не вывернуть. Я лучше бы вставил в отверстие болт просверленный по центру и в просверленное отверстие электродом два мм или п/а приварил бы его к обломку. и потом выворачивал.
  22. Евгений
    #27 Евгений Гости 27 ноября 2018 10:44
    5
    Автор, дорогой, что же это Вы так умничаете-то? Вам, видимо, кажется, что если использовать для обозначения понятия "болт" акроним "метиз", то Ваша статья сразу приобретает серьёзный научный вес? Разочарую Вас - это совсем не так. Более того - это просто дешёвые понты. К тому же, когда Вы пишете "Это позволит ослабить посадку сломанного метиза..." - непонятно, о чём идёт речь, о болте или о картере. Оба они являются металлическими изделиями, и оба неисправны... Таким образом "умничанье" приводит к глупости...
  23. Сергей
    #28 Сергей Гости 28 ноября 2018 15:10
    0
    Такой горелкой такую деталь при всём желании не расплавишь.Алюминиевый сплав мгновенно отводит тепло в огромных количествах. Кстати - это литой картер,значит повышенное содержание кремния и марганца в химсоставе.
  24. Ыыы
    #29 Ыыы Гости 29 ноября 2018 19:59
    0
    Завэдэшил, накернил, засверлил, забил звёздочку из стандартно набора и выкрутил трещёткой. Изи
  25. Радик102
    #30 Радик102 Гости 2 декабря 2018 00:58
    1
    Какая безграмотность, а ведь вы рассчитываете, что статью прочитают большое количество людей. Как можно советовать , далее из текста "Далее берем подходящий по диаметру винтовой экстрактор и вбиваем его в отверстие". Значит все таки вбиваем или же закручиваем его с левым направлением? Какой мастер посоветовал сверлить использую консистентную смазку? Сверлят с охлаждением, а не со смазкой.
  26. Erni
    #31 Erni Гости 6 декабря 2018 17:11
    0
    если нет специального экстрактора, можно начинать извлекать высверливая тонкое отверстие, от 1.5 мм и забивая туда головку типа torx
  27. Гость серж
    #32 Гость серж Гости 6 декабря 2018 20:06
    0
    сначало экстрактором. для того он и сделан, если не идет тогда другие способы
  28. стас
    #33 стас Гости 6 декабря 2018 23:46
    0
    диву даёшься! у человека есть Экстрактор и крутит его бог знает чем, а вороток иметь, что СЛАБО?
  29. Петр Смирнов
    #34 Петр Смирнов Гости 7 декабря 2018 06:55
    1
    Шпильку на выпускном коллекторе обломило на 2114. Посоветовали эти экстракторы, типа не надо снимать ничего. Отдал хорошие деньги, а он обломился там. В итоге все снимал, гайку приварить толком не получалось из-за остатка экстрактора, только в механическом цехе на станке высверливали. В итоге немного увело сверло в станке из-за остатка экстрактора и стенку зацепили. Пришлось варить и заново резьбу резать. Денег выложил в итоге. Лучше бы снял, как обычно, приварил гайку и в путь))
  30. neutral_face
    #35 neutral_face Гости 7 декабря 2018 19:48
    0
    да классно всё.... у меня вопрос ; что нужно делать , чтобы сломать стальную шпильку в алюминиевом сплаве?
    1. юрий
      #36 юрий Гости 8 декабря 2018 17:09
      1
      откручивать штаны от коллектора!
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: