Ниже даны советы обычным покупателям как проверить двигатель без специальных знаний, инструментов и приборов. Они основаны на опыте профессионального механика, много лет проработавшего в автосервисе. Итак, начнем.
Масло-заливная горловина
Откручиваем и смотрим под масло-заливную крышку. Если там виден черный налет, то это накапливающийся нагар, являющийся первым признаком повышенного расхода масла. При обнаружении под крышкой черных сгустков следует насторожиться. Скорее всего перед вами проблемный мотор.
Наличие небольшого количества белого налета – это норма. Он появляется просто от перепада температур, вызванный смесью конденсата и масла.
Головка блока изнутри
Наличие нагара в виде темнокоричневых лаковых образований на стенках и распредвале быть недолжно. Это может быть связано с одной или несколькими причинами:
- большим пробегом;
- нерегулярной заменой масла;
- использованием контрафактного масла;
- тяжелыми условиями эксплуатации.
На двигателе с реально большим пробегом, но в хорошем состоянии, допустимы светло-коричневые цвета, да и то в небольшом количестве.
Наличие дыма из масло-заливной горловины на заведенном двигателе
Если дыма нет, то нелишним посмотреть, не прыгает ли незакрученная крышка на масло-заливной горловине на малых оборотах на прогретом двигателе. В норме она не должна шевелиться, разве что слегка покачиваться, а при попытке поднять, ее будет засасывать обратно.
Течь и запотевание масла в районе головки блока
Эти признаки сами по себе не критичны, но выход масла обуславливается повышением его расходом, что увеличивает давление картерных газов, которые прорываются в головку и давят на масло, которое начинает течь из слабых мест.
Конечно, можно заменить прокладку, но если течь масла связана с его жором, то это повторится в другом слабом месте. Расход масла на старом двигателе в количестве 1-1,5 л на 1 тыс. км не является нормой. Если его игнорировать, то жор масла после точки невозврата начнет расти в прогрессии. При таком угаре масло не успевает самоочищаться. Сгоревшее масло покрывает нагаром кольца, клапана, масляные каналы. Подвижность колец уменьшается и двигатель начинает еще больше есть масло.
Обычно перед продажей продавцы помоют видные места с запотеванием масла. Поэтому надо, вооружившись фонариком и зеркалом, и открутив декоративную крышку, посмотреть заднюю сторону мотора.
Так же следует осмотреть зону вокруг масло-заливной крышки. Если видны подтеки свежего масла, то они появились от частого подливания. Это значит, что мотор ест масло.
Проверка уровня масла щупом
Если уровень масла на минимуме, то это верный признак, что мотор ест масло. Только надо мерить уровень масла через минут 15 после остановки двигателя, чтобы оно все стекло в картер.
Должно насторожить и превышение уровня масла выше нормы. В этом случае перелитый уровень выдавит лишнее масло, но если причина связана с попаданием антифриза, то это уже очень опасно. Значит в картере не масло, а эмульсия, что видно и по щупу. Также в этом случае в бачке с антифризом будут видны масляные пятна. От двигателя, проработавшего какое-то время на эмульсии, ничего хорошего ждать нельзя.
Анализ выхлопа
При сгорании масла выхлоп имеет вид сизого слегка голубоватого дыма. Это не всегда можно увидеть или почувствовать носом из-за работы катализатора и сажевого фильтра. Но и их можно обойти. Если двигатель холодный с ночи, то во время запуска вначале выхлоп будет сизым, а дальше нормальным. Это сгорает масло, которое скопилось за ночь.
На прогретом двигателе нужно продержать 3000 об/мин в течение 5 секунд, а потом резко сделать несколько перегазовок до 4000-5000 об/мин. Если мотор даже немного подъедает масло, то сизость дыма будет отчетливо видна. В случае, если мотор конкретно ест масло, то после нескольких перегазовок просто повалит сизый дым. О том, что мотор сильно ест масло сигнализирует и жирный черный налет в выхлопной трубе.