При снятии головки с блока цилиндров случаются обломы шпилек. Это распространенная проблема, для решения которой применяется много способов. Проще всего использовать экстрактор для выкручивания сломанных болтов, но и он помогает не всегда. В таком случае приходится стучать по обломышу, приваривать к нему болт и пытаться выкрутить за него. Это почти всегда помогает, но существует, пускай и малая, вероятность разломать блок. Если его замена стоит несколько тысяч долларов, то это крайне неприятно. Чтобы так не рисковать, можно удалить обломыш химическим способом. Он долгий, но безопасный.
Материалы и инструменты:
- набор сверл;
- лимонная кислота;
- сухой воздушный ТЭН 1 кВт или более;
- капельница;
- шприц;
- терморегулятор с выносным датчиком.
Извлечение обломыша шпильки
Используя дрель, а лучше сверлильный станок, нужно просверлить центр обломыша тонким сверлом на всю глубину.
Затем отверстие расширяется сверлом с большим диаметром.
Желательно делать проходы сверлами с увеличением их толщины на 1 мм. В таком случае исключается риск, что одно из них сломается от нагрузки и останется в шпильке, что создаст много проблем. Расширять отверстие нужно до тех пор, пока обломыш не будет полностью высверлен и в блоке останется только его резьба. Очень важно не зацепить сверлом резьбы блока.
После сверления в полученное отверстие заливается крутой раствор лимонной кислоты. Жидкость будет испаряться, поэтому через капельницу выставляется подача капель, чтобы поддерживать заданный объем раствора.
Одновременно с подачей кислоты нужно обеспечить нагрев блока. Для этого к нему вплотную прикладывается ТЭН сухого типа.
Сам нагревательный элемент подсоединяется через терморегулятор, датчик которого опускается в посадочное отверстие соседней выкрученной шпильки с залитым маслом.
Нужно выставить температуру на уровне плюс 80 градусов Цельсия, что для блока совершенно безвредно. Противоположную сторону от ТЭНа следует утеплить каким-нибудь покрывалом, чтобы она дольше остывала.
Также потребуется обложить промасленной бумагой цилиндры, чтобы в них не попали брызги лимонной кислоты, поскольку это сделает на их стенках мелкие рытвины. В таком виде блок оставляется на 1-2 суток. Чем меньше металла от обломыша осталось в блоке, тем быстрее все будет растворено. Периодически нужно выбирать кислоту шприцем, осматривать отверстие и заполнять его новым раствором, поскольку концентрация старого слабеет.
Растворив обломыш нужно освежить резьбу метчиками. После этого двигатель можно собирать. Данный метод занимает много времени, но он гарантирует, что блок останется целым. Если обломыш не удаляется другими способами или блок очень дорогой, чтобы им рисковать, то этот вариант решения проблемы окажется вполне приемлемым.