Небольшую наковальню необязательно покупать, ее можно сделать самостоятельно в основном из старого куска железнодорожного рельса.
Понадобится
Согласно ГОСТ, лицо наковальни должно быть из стали марки 45Л или 35Л, и оно обязательно закаляется, чтобы твердость была в пределах HRC 45-50. Поэтому для изготовления этого элемента наковальни понадобится полоса легированной стали толщиной не менее 20 мм.
Также нам нужны будут для работы некоторые инструменты и материалы:
- болгарка с разными дисками;
- гриндер;
- горн кузнечный;
- сварочный аппарат;
- сверлильный станок;
- Печь для выпечки;
- клещи кузнечные и пассатижи;
- молоток или кувалда;
- маркер и угольник;
- масло для закалки и емкость из жести.
Процесс изготовления наковальни
Выполняем разметку наковальни с рогом и хвостом непосредственно на подходящем по длине и поперечному сечению куске старого рельса.
С помощью болгарки и отрезного диска вырезаем внешние контуры нашего инструмента, отбиваем лишние части увесистым молотком.
Получаем в первом приближении рог, хвост и основание будущей наковальни.
Продолжаем вырезать переходную часть между верхом и основанием нашего инструмента, одновременно точнее формируя рог и хвост.
Удаляем со всех доступных плоскостей заготовки ржавчину с помощью шлифовального круга.
Придаем на гриндере передней переходной части форму полукруга для восприятия больших и постоянных динамических ударов.
Заостряем рог на круглый конус вначале болгаркой, а затем на гриндере. На нем же шлифуем и основание наковальни.
Размечаем полосу металла толщиной не менее 20 мм и желательно из легированной стали 45Л или 35Л под размер верха части наковальни из куска рельса.
Вырезаем из размеченной заготовки будущее лицо наковальни посредством лобзиковой пилы и болгарки. С одного края в пластине сверлим круглое отверстие.
Шлифуем все стороны вырезанной полосы на гриндере и соизмеряем ее размеры с посадочным местом.
Заливаем в жестяную банку необходимое количество подсолнечного масла.
Раскаляем докрасна ненужный кусок, отрезанный от пластины, в кузнечном горне и с его помощью нагреваем масло в емкости. Только после этого с помощью кузнечных клещей помещаем в кузнечный горн и докрасна разогреваем подготовленную для лица наковальни пластину.
Как только она приобретет малиновый цвет быстро и полностью помещаем ее в емкость с маслом и держим ее там, пока масло не перестанет кипеть.
Сравниваем твердость незакаленной и закаленной пластины с помощью обработки напильником. Незакаленная пластина легко поддается обработке, а по закаленной напильник скользит, не снимая ни грамма металла.
Производи отпуск: помещаем пластину в печь и выдерживаем ее там при температуре 200 градусов Цельсия в течение 1-го часа.
Вновь обрабатываем пластину со всех сторон на гриндере и привариваем ее к верху рельсовой заготовки, придерживая с двух сторон струбцинами, вначале точечно, а затем сплошным швом.
Отбиваем молотком шлак со швов, зачищаем болгаркой, завариваем на лице все раковины и каверны, и окончательно доводим все плоскости на гриндере.
Качество должно быть таким высоким, чтобы сварной шов между лицом и основанием наковальни совершенно не просматривался.
Тщательно выбираем угол между торцом лица и рогом вначале отрезным, а затем шлифовальным кругом: он должен быть равен точно 90 градусам. Далее такой же обработке подвергаем все части наковальни.
Снимаем со шпинделя болгарки шлифовальный круг и вместо него устанавливаем полировальный (фетровый или войлочный) и продолжаем круговую обработку наковальни до зеркального блеска, исключая переходный участок и основание.
Ставим наковальню на лицо, размечаем на подошве основания центры четырех отверстий по углам, керним и выполняем их на сверлильном станке для крепления наковальни к стулу, в качестве которого лучше выбрать подходящую по сечению и высоте деревянную чурку из твердых пород дерева: дуба, ясеня, клена, березы и др.
Тестирование самоделки
Проверяем качество нашей самодельной наковальни. Ставим ее на чурку основанием вниз и молотком начинаем постукивать по лицу по всей ее поверхности. Везде должен быть слышен звонкий удар, а молоток отскакивать почти на величину замаха и потом продолжать отскоки до полного затухания.