Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Управление нагрузкой одним нажатием
Управление нагрузкой одним нажатием

В радиоэлектронной аппаратуре электронный выключатель входит в состав органов управления прибора. Это могут быть бытовые приборы такие как: телевизор, микроволновая печь, монитор, компьютер, усилитель и т д., а также промышленные приборы, блоки питания, измерительные приборы, которыми можно легко управлять одной кнопкой без фиксации положения контактов это намного удобнее и проще чем использовать обычный тумблер, движковый или поворотный переключатель. Данный выключатель может использоваться не только в каких -либо устройствах, также им можно на расстоянии включать что - либо например освещение, рекламной вывеской, вентиляцией и т д. Развязка схемы построена на реле и полностью изолирована от цепи коммутации.

Схема устройства

Один из таких вариантов выполнен на всеми известной КМОП микросхеме К155ТМ2.
Управление нагрузкой одним нажатием

При нажатии на кнопку происходит включение и выключение питания 5-9-12 вольт, зависящие от того, на какое напряжение срабатывания катушки будет установлено реле. В моем случае реле РЭС-9 1982 года выпуска способно коммутировать токи до 3 ампер, по желанию можно устанавливать и на большие токи 5-6-10-12 ампер и т д. В обвязку цепи транзистора VT3 включена обмотка реле, которое своими контактами коммутирует нагрузку, соответствующий параметрам данного реле. Конденсатор С1 служит для предотвращения ложного срабатывания контактов, а светодиод нужен для того, чтобы можно было визуально контролировать работу данной схемы (если устройство выключено, то светодиод не горит, а если включено – горит). Достоинство схемы в том, что оно практически не потребляет ток от источника питания в выключенном состоянии.
Управление нагрузкой одним нажатием

Вся схема выполнена с применением отечественных компонентов, что является важным преимуществом среди радиолюбителей, поэтому для многих будет доступной для повторения.

Печатная плата

Печатная плата проектировалась в программе «Дип Трейс». Также по шаблону можно перерисовать ее в старом добром «Спринт Лайоуте».
Управление нагрузкой одним нажатием

Управление нагрузкой одним нажатием

Детали

Управление нагрузкой одним нажатием

Микросхему К155ТМ2 (К555 ТМ2 или КМ155 ТМ2) можно заменить зарубежным аналогом SN7474N или SN747J, резисторы все маломощные 0,25Вт, резистор R6 подбирается самостоятельно для светодиода в зависимости от того, какое напряжение питания необходимо подать на схему. Это можно рассчитать в онлайн калькуляторе «Расчет резистора для светодиода». Транзистор КТ315 можно заменить на КТ3102 с любым буквенным индексом или на импортный 2N2712, КТ503 на 2SA1815 BC639, КТ972 на BD875 или на BD877, стабилитрон VD1 любой на напряжение стабилизации 5 вольт мощностью 0,5 ватт (в моем случае стоит советский д815а), диод VD2 можно заменить на импортный 1N4148, кнопка любая без фиксации положения контактов.
Готовое устройство.
Управление нагрузкой одним нажатием

Управление нагрузкой одним нажатием

Испытание в действии

Вся схема питается от 5 Вольт, для этого используется литий ионный аккумулятор с преобразователем. В цепи нагрузки включен последовательно блок питания с лампой накаливания.
Управление нагрузкой одним нажатием

При однократном нажатии на кнопку без удержания, лампа загорается и остается в этом состоянии пока кнопка не будет повторно нажата.
Управление нагрузкой одним нажатием

Также светодиод на плате указывает состояние схемы: включена или нет.
Управление нагрузкой одним нажатием

Управление нагрузкой одним нажатием

Смотрите видео

Подробнее о данной конструкции можно посмотреть в видеоролике ниже.
Прокомментировать
Комментарии (3)
  1. prikol98
    #1 prikol98 Гости 17 апреля 2019 19:30
    5
    Во первых:К155ТМ2 не КМОП а ТТЛ логика! Во вторых:можно использовать микросхему К561ТМ2 (с учетом цоколевки)и убрать из схемы стабилизатор на 5 вольт,т.к. 561 серия рассчитана на питание 15 в. В третьих: схема станет экономичней если все резисторы и конденсатор увеличить в 10 раз.
  2. Vita
    #2 Vita Гости 19 апреля 2019 11:41
    0
    Может сделать так, чтобы она вообще не потребляла в выключенном состоянии, если она не работает в дежурном режиме.
  3. Гость Николай
    #3 Гость Николай Гости 11 сентября 2019 13:31
    0
    Оправдано ли присутствие VT1 и можно ли обойтись без него? Работоспособна будет схема при напряжении питания 3,7-4,2V ?
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: