Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Включение и выключение нагрузки одной кнопкой
Многие бытовые электроприборы, будь то музыкальные центры, телевизоры, различные светильники, включаются и выключаются путём нажатия одной и той же кнопки. Нажал один раз – прибор включился, нажал ещё раз – выключился. В радиолюбительской практике часто возникает необходимость реализовать этот же принцип. Такие кнопки часто используют при построении самодельных усилителей в изящных корпусах, устройство с этим принципом включения и выключения выглядит уже куда более совершенным, напоминая заводской прибор.
Включение и выключение нагрузки одной кнопкой

Схема устройства

Схема включения и выключения нагрузки одной кнопкой представлена ниже. Она проста как валенок, не содержит дефицитных компонентов и запускается сразу. Итак, схема:

Её ключевое звено – популярная микросхема таймер NE555. Именно она регистрирует нажатие клавиши и устанавливает на выходе либо логическую 1, либо 0. Кнопка S1 – любая кнопка на замыкание без фиксации, т.к. через неё практически не протекает ток, требований к кнопке нет практически никаких. Я взял первую попавшуюся, советскую 60-х годов.

Конденсатор С1 и резистор R3 подавляют дребезг контактов кнопки, С1 лучше всего применить неполярный керамический или плёночный. Светодиод LED1 индицирует о состоянии нагрузки – светодиод горит, нагрузка включена, погашен – выключена. Транзистор Т1 коммутирует обмотку реле, здесь можно применить любой маломощный транзистор структуры NPN, например, BC547, КТ3102, КТ315, BC184, 2N4123. Диод, стоящий параллельно обмотке реле, служит для подавления импульсов самоиндукции, возникающих в обмотке. Можно применять любой маломощный диод, например, КД521, 1N4148. Если нагрузка потребляет небольшой ток, можно подключать её непосредственно к схеме вместо обмотки реле. В таком случае стоит поставить транзистор помощней, например, КТ817, а диод можно исключить.

Материалы

Для сборки схемы понадобится:
  • Микросхема NE555 – 1 шт.
  • Транзистор BC547 – 1 шт.
  • Конденсатор 1 мкФ -1 шт.
  • Резистор 10 кОм – 2 шт.
  • Резистор 100 кОм – 1 шт.
  • Резистор 1 кОм – 2 шт.
  • Кнопка без фиксации – 1 шт.
  • Диод КД521 – 1 шт.
  • Светодиод на 3 в. – 1 шт.
  • Реле – 1 шт.

Кроме того, необходим паяльник, флюс, припой и умение собирать электронные схемы. Электронные компоненты стоят почти копейки и продаются в любом магазине радиодеталей.

Сборка устройства

В первую очередь, необходимо изготовить печатную плату. Она выполняется методом ЛУТ, файл к статье прилагается. Отзеркаливать перед печатью не нужно. Метод ЛУТ неоднократно описывался в интернете, научиться ему не так уж и трудно. Несколько фотографий процесса:
Скачать плату:
pechatnaya-plata.zip [5,04 Kb] (cкачиваний: 293)

Если под рукой нет принтера, нарисовать печатную плату можно маркером или лаком, ведь она достаточно небольшая. После сверления отверстий плату нужно залудить, чтобы предотвратить окисление медных дорожек.
После изготовления платы можно приступать к запаиванию в неё деталей. Сначала запаиваются мелкие компоненты – резисторы, диоды. После этого конденсаторы, микросхемы и всё остальное. Провода можно как впаять напрямую в плату, так и соединить их с платой с помощью клеммников. Контакты питания и контакты OUT для подключения реле я вывел через клеммники, а кнопку впаял непосредственно в плату на паре проводков.

Таким образом, эту плату можно встроить в какой-нибудь прибор, будь то усилитель, самодельный светильник, или что-либо иное, требующего включения и выключения одной кнопкой без фиксации. В сети есть множество других подобных схем, построенных на советских микросхемах, транзисторах, однако именно эта схема с использованием микросхемы NE555 зарекомендовала себя как самая простая и одновременно с этим надёжная.

Смотрите видео

Принцип работы наглядно показан на видео.
Прокомментировать
Комментарии (6)
  1. Гость федор
    #1 Гость федор Гости 8 апреля 2018 18:48
    0
    Диод ставится параллельно обмотки реле ,для других целей .Для защиты от пробоя ключевого транзистора .Так как в индуктивности(обмотка реле) напряжение опережает ток .
    1. Гость Михаил
      #2 Гость Михаил Гости 8 апреля 2018 20:26
      0
      И автор , и Федор говорят про диод одно и то же но разными словами потому-что транзистор пробивается именно ЭДС самоиндукции которое во много раз больше чем напряжение питания.
  2. Бегемот
    #3 Бегемот Гости 8 апреля 2018 22:05
    0
    вы чему учите начинающих? на плате с двумя деталями три перемычки.
  3. Александр
    #4 Александр Гости 9 апреля 2018 19:48
    0
    Все это при наличии дежурного питания 12 Вольт, что не целесообразно. Дежурку надо делать 5 Вольт, любой зарядник для смартфона потянет
  4. Yuriyod1979
    #5 Yuriyod1979 Гости 22 апреля 2018 09:41
    1
    Не надо мне 5 вольт! 12 в самый раз! В автомобиль самое то!
  5. totiks
    #6 totiks Посетители 6 июля 2018 13:28
    0
    Спасибо,как раз искал подобную конструкцию!
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: