Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Запуск трехфазного двигателя от однофазной сети без конденсатора
Запуск трехфазного двигателя от однофазной сети без конденсатора

Статья посвящена возможности запуска трехфазного асинхронного двигателя мощностью 250 Вт от сети 220 В не при помощи пускового конденсатора, а с использованием самодельного пускового электронного устройства. Схема его очень проста: на двух тиристорах, с тиристорными ключами и транзисторным управлением.

Схема устройства

Данное управление двигателем мало кому известно и практически не используется. Преимущество предлагаемого пускового устройства в том, что значительно уменьшается потеря мощности двигателя. При пуске трехфазного двигателя 220 В помощью конденсатора потеря мощности составляет минимум 30%, а может достигать 50%. Использование этого пускового устройства снижает потерю мощности до 3%, максимум составит 5%.

Однофазная сеть подключается:

Пусковое устройство подключается к двигателю вместо конденсатора.

Подключенный к устройству резистор позволяет регулировать обороты двигателя. Устройство также можно включить на реверс.

Для эксперимента взят старый двигатель еще советского производства.

С данным пусковым устройством двигатель запускается мгновенно и работает без каких-либо проблем. Такую схему можно использовать практически на любом двигателе мощностью до 3 кВт.

Примечание: в сети 220 В двигатели мощностью более 3 кВт включать просто не имеет смысла – бытовая электропроводка не выдержит нагрузки.
В схеме можно использовать любые тиристоры, ток которых не менее 10 А. Диоды 231, также 10-амперные.

Примечание: у автора в схеме установлены диоды 233, что не имеет значения (только они идут по напряжению 500 В) −поставить можно любые диоды, которые имеют ток 10 А и удерживают более 250 В.
Устройство компактно. Автор схемы собрал резисторы просто наборами, чтобы не тратить время на подборку резисторов по номиналу. Теплоотвод не требуется. Установлен конденсатор, стабилитрон, два диода 105. Схема получилась очень простая и эффективная в работе.

Рекомендуется для использования – сборка пускового устройства проблем не создаст. В итоге при подключении двигатель стартует на своей максимальной мощности и практически без ее потери в отличие от стандартной схемы с использованием конденсатора.

Смотрите видео о работе устройства

Прокомментировать
Комментарии (29)
  1. Гость Николай
    #1 Гость Николай Гости 10 августа 2018 14:50
    8
    Здравствуйте! Меня заинтересовало ваше устройство. Если вам не жалко, то не могли бы вы поделиться печатной платой да бы иметь в своём распоряжении законченное устройство.
  2. victor
    #2 victor Гости 10 августа 2018 17:23
    1
    Присоединяюсь к просьбе в предыдущем комментарии. А выдержат ли указанные тиристоры и диоды, если двигатель будет 2-3 квт?
  3. Гость олег
    #3 Гость олег Гости 10 августа 2018 18:27
    2
    если можно пришлите один образец пожалуйста
  4. Василий.
    #4 Василий. Гости 10 августа 2018 18:44
    1
    Устройство интересное.А если двигатель включить звездой он запустится?
    1. Сергей K
      #5 Сергей K Посетители 10 августа 2018 23:14
      2
      Запустится, отчего же нет. Просто если двигатель на 380, а включен в сеть 220, то мощность будет гораздо меньше
      1. Гость Евгений
        #6 Гость Евгений Гости 11 августа 2018 00:20
        2
        Трехфазный двигатель при правильном включении (звезда в сети 380 вольт или треугольник в сети 220 вольт) не меняет мощность.
        Мощность теряется при включении двигателя в однофазную сеть, когда фазосдвигающая цепь подобрана недостаточно точно.
        А это происходит практически всегда, т.к. параметры цепи в зависимости от нагрузки требуется менять. В частности, при пуске мощного двигателя рекомендуется увеличить емкость конденсатора, подключив к нему параллельно дополнительный пусковой конденсатор.
  5. Калле
    #7 Калле Гости 10 августа 2018 21:17
    2
    Объясните принцип работы. Регулировать обороты обычного асинхронного двигателя- это фантастика.
    1. Гость сергей
      #8 Гость сергей Гости 2 сентября 2018 20:34
      0
      Нет не фантастика такое уже давно применяется
  6. Гость Влад
    #9 Гость Влад Гости 10 августа 2018 21:23
    2
    Эта схема из журнала РАДИО, в 90-х была. Я собирал, но с моим тогдашним двигателем не смог запустить. Возможно с некоторыми не работает? До конца тогда разбираться не стал, но элементы не сгорели, были исправны.
  7. Игорь Аверьянович Борисов
    #10 Игорь Аверьянович Борисов Посетители 11 августа 2018 05:19
    3
    Ну давайте так,первое сегодня в квартирах столько бытовой техники,что мощность 3 кВт ни о чем,это около 14А,второе тиристоры должны иметь теплоотвод иначе будет перегрев и выход из строя и третье ,а стоит ли изобретать велосипед?
  8. Nik
    #11 Nik Гости 11 августа 2018 09:32
    0
    Вместо двух диодов и двух тиристоров можно один симистор поставить. Судя по схеме любой регулятор мощности должен подойти который режет полупериод.
  9. Калле
    #12 Калле Гости 11 августа 2018 12:50
    1
    Данная схема максимум на что может претендовать, это пусковое устройство. То, что показано на видео,
    развод, обман. Не может асинхронный двигатель находиться в состоянии не раскрученного ротора до номинальных более нескольких секунд, он сгорит. На видео двигатель подключён к сети через ограничитель тока, например конденсатор, или к низкому напряжению (24v).
    1. Гость Павел
      #13 Гость Павел Гости 25 сентября 2018 21:10
      0
      на схеме сделан элементарный генератор, применение симистора в данной схемой невозможно так как тиристоры открываются в схеме поочередно и формируют третью фазу, диоды нужны для защиты тиристоров и одновременно для их же закрытия так как тиристоры не очень хорошо работают с индуктинвостями
  10. Александр Васильевич
    #14 Александр Васильевич Гости 11 августа 2018 14:33
    0
    Схема хорошая. Испробована на многих типов трёхфазных двигателей. Работает "почти" замечательно. Полное описание работы этой схемы найдёте в журнале "Радио". Где-то за годы 1995-2003. Уж извините - запамятовал год и номер. Будет время, скорее всего на днях, найду статью и напишу ещё раз. Но сейчас и работа и огород и дом... Хватает и без этого.
    Автору следовало бы сделать ссылку на первоисточник. Но всё равно - спасибо автору статьи за то что "донёс" информацию до народа.
  11. Гость Михаил
    #15 Гость Михаил Гости 11 августа 2018 18:57
    4
    Потеря мощности в 3-5% при таком подключении не реально. Будут те же 30-50% что и при подключении через конденсатор. И как можно регулировать обороты, если частота тока остаётся прежней.
  12. Александр Васильевич
    6
    Здравствуйте все кто участвует в написании комментариев!
    По поводу "изобретения велосипеда" - конечно же, стоит. Кулибин, Черепанов, Циолковский, Келдыш, Королёв, Лебедев, Курчатов, Капица, и тысячи других, в своём времени и реалиях их жизни, "изобретали велосипед". А чтобы стимулировать изобретателей велосипедов, до сих пор издаётся журнал "Изобретатель и рационализатор". Да и этот сайт sdelaysam-svoimirukami.ru, если разобраться, так тем и занимается, что массово привлекает общественность к изобретательству. За что администрации сайта низкий поклон.
    Или не изобретая, на своей территории вырыть, добыть, намыть, выкачать, обогатить, рафинировать, синтезировать, загадив при этом всё где живём, и упереть за бугор. А уж оттуда, втридорога пришлют изобретённые другими проходческие комбайны, буровые и перекачивающие станции и другое оборудование. И велосипеды кстати тоже. Чтобы рыть, добывать, мыть, качать, обогащать, рафинировать и синтезировать. Но уже меньшим количеством наших людей. Ненужные при этом пусть мрут.
  13. Гость юрий
    #17 Гость юрий Гости 12 августа 2018 03:38
    3
    чушь.это схема регулятора мощности. она не обеспечивает сдвиг по фазе и регулировка оборотов это сказка
  14. Гость Виктор
    #18 Гость Виктор Гости 12 августа 2018 11:12
    0
    Хорошая мысль. удачная схема!
  15. Гость Анатолий
    #19 Гость Анатолий Гости 12 августа 2018 22:53
    4
    Видать без лоха и жизнь плоха... Одни добывают "чистую энергию Тесла" при помощи катушки, намотанной на магниты от динамической головки, другие используют для запуска трехфазного электродвигателя тиристорный регулятор мощности... Браво!
  16. Гость Михаил
    #20 Гость Михаил Гости 13 августа 2018 15:03
    0
    Как опыт интересно. Но не более. Моментальный запуск двигателя? а для каких,пардон,целей? В любом применении-возьмите станок или вентилятор - наоборот речь идёт о плавном запуске. Смысл? когда мотор трогается,пусковой ток превышает рабочий в два раза. Значит автомат должен быть с задержкой срабатывания . А он значительно дороже обычного.
    1. калле
      #21 калле Гости 13 августа 2018 19:33
      0
      Михаил, современные автоматы выдерживают кратковременные, значительные превышения тока.
      Вы не имели опыта работы с асинхронными двигателями в однофазной сети.Запустить его с механической нагрузкой иногда невозможно. Крутящий момент двигателя при запуске зависит от ёмкости конденсатора. Иногда приходится ставить пусковых конденсаторов в 5 раз больше рабочих.
      Под моментальным запуском имеется ввиду нормальный запуск в трёхфазной сети.
  17. Гость Алексей
    #22 Гость Алексей Гости 13 августа 2018 15:34
    2
    Что-то не пойму. Схема - "треугольник", вместо одной фазы НОЛЬ, и при этом потеря мощности 3-5%???
  18. Гость Сергей
    #23 Гость Сергей Гости 15 августа 2018 12:40
    1
    Хорошая схема! Господа, если Вы не понимаете в электротехнике, то не беритесь комментировать. Прочтите на шильдике данного АД, там 220 В на треугольник. Данное устройство представляет собой фазоинвертор по схеме с ОЭ.
    1. Гость Алексанр.
      #24 Гость Алексанр. Гости 18 августа 2018 19:01
      2
      Данная схема обычный регулятор мощности ( диммер). Никакого сдвига фаз в нём получить не удастся.
  19. Гость Леонид
    #25 Гость Леонид Гости 27 августа 2018 18:41
    0
    Поясните, пожалуйста - чем обусловлено требование к элементам выдерживать не менее 10 А (мощностью двигателя 2 кВт?). Я хочу сделать рекомендуемое устройство для двигателя, аналогичного Вашему "эксериментальному" 4ААМ63 250Вт 220/380В 1,49/0,86А и полагаю, что там токи вряд ли будут превышать 2А и, соответственно, можно будет обойтись менее мощными деталями.
  20. Гость Леонид
    #26 Гость Леонид Гости 28 августа 2018 18:24
    1
    Дожидаясь ответа на свой вчерашний вопрос, нашёл первоисточник рассматриваемого устройства здесь:

    В описании есть важный момент - резистор R7 "Режим" служит для ПОДБОРА оптимального режима работы двигателя в зависимости от его мощности и НАГРУЗКИ, т.е. при изменении нагрузки придётся под это изменение подстраиваться вручную и, следовательно, устройство неприменимо для работы с резкопеременной нагрузкой! (Например, для моего токарого станка). Остаюсь с конденсаторами.
    1. Валерий И.
      #27 Валерий И. Гости 4 сентября 2018 22:05
      1
      Давно уже пользуюсь частотником (на 1,5 квт), чего и всем желаю - и плавный запуск двигателя обеспечивается, и регулировка скорости вращения за счёт изменения частоты преобразователя, и защита от перегрузок - не изобретайте себе лишние трудности.
  21. Гость александр
    #28 Гость александр Гости 9 сентября 2018 16:09
    0
    я тащюсь , значит конденсатор СЛОЖНО , а эта схема просто ?
  22. Гость Алексей
    #29 Гость Алексей Гости 12 сентября 2018 21:11
    0
    Не все двигатели работают в быту. Сети есть разные. При выборе радиоэлементов имейте в виду, что в сетях могут быть броски напряжения, превышающие заявленые 250В. Даже амплитудное значение сети 220В составляет 311В. Ключевые элементы (тиристоры симисторы) ни как не меньше 400В, а лучше = 600В, а еще лучше (как делает Siemens) - 800В.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: