Сделай сам своими руками
Лайфхаки, мастер-классы, полезные советы, рецепты.
Добавить мастер-класс
Главная » Полезное и интересное » Лайфхаки и полезные советы » Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Лично я многократно сталкивался с проблемой, когда ломается болт или шпилька под корень. Причем, я не являюсь каким-нибудь автомехаником или слесарем. Все это говорю к тому, что такое вполне случается и с обычным человеком, кто периодически имеет дело с техникой или другой технической частью.
Ну раз уж вы попали в такую ситуацию, то не стоит отчаиваться - все поправимо. Предлагаю вам семь способов как выйти из подобного положения и освободить резьбу от обломка шпильки или болта.

Подготовка перед выворачиванием обломка


Но не торопитесь сразу приступать к вывинчиванию. Перед этим необходимо принять меры, которые облегчат ваши прилагаемые усилия.
Перво наперво сбрызнем проникающей смазывающей жидкостью место слома. Это может быть любой «жидкий ключ», WD-40. Немного подождем.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Далее, чтобы немного снять внутренние напряжения, газовой горелкой хорошенько прогреем обломок и место вокруг.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Ну а далее перейдем непосредственно в вывинчиванию обломка шпильки или болта.

Первый способ: плоская отвертка и молоток


Это самый простой способ, но он не всегда подходит. Примерно в половине случаем шпилька обламывается с торчащим осколком, за который как раз и можно зацепиться.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Берем плоскую отвертку, упираем её в осколок и ударными движениями под углом в сторону вывинчивания резьбы аккуратно поворачиваем обломок.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Такой метод подходит если не требуется большого усилия для вывинчивания. Если усилия не достаточно, то переходим ко второму способу.

Способ второй: пробуем вывинтить зубилом


Этот способ похож на первый, только вместо отвертки берем зубило. Точно также упираем в оскол и ударными движениями производим выворачивание.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Зубило дает возможность создать большее усилие по сравнению с отверткой.

Третий способ: керн и молоток


Если обломок болта не имеет осколов, или даже обламывание произошло чуть ниже конечной поверхности резьбы, то тут можно попробовать воспользоваться керном.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Упираем керн в поверхность обломка со смещение и ударами под углом производим выворачивание, пока обломок нельзя будет зацепить плоскогубцами или другим инструментом.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Четвертый способ: привариваем гайку сваркой


На мой взгляд это самый действенный и быстрый вариант, но при наличии у вас сварочного аппарата. Суть его состоит в том, чтобы наварить сверху гайку на обломок болта.
Итак, чтобы это сделать берем гайку, но не такого же размера, а на пару единиц больше. То есть, если сломанный болт был на 10, то берем гайку на 12. Нужно это для лучшего и большего места приваривания.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Удерживая гайку кусачками, ставим ее на обломок, но не по центру, а со смещением. Электродом свариваем шпильку с гайкой к одной стороне внутри гайки.
Далее после остывания вывинчиваем обычным гаечным ключом.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Пятый способ: вывинчиваем шпильку экстрактором


Тут также потребуется специализированный инструмент, специально предназначенный вывинчивания сломанных шпилек и болтов - экстрактор.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Керним центр шпильки, чтобы сверло не бегало при начале сверления.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Сверлим отверстие соответствующего диаметра под экстрактор.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Вставляем экстрактор в отверстие и вывинчиваем ключом.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Шестой способ: высверливаем обломок


Способ состоит в том, чтобы подобрать сверло по нижнему диаметру резьбы шпильки и высверлить ее. Очень тяжелый способ, требует сноровки.
Сначала проходимся сверлом меньшего диаметра.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Затем сверлим максимально близким.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Осколки и остатки шпильки выбиваем плоской отверткой.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Такой способ удаления не всегда оправдывает усилия, но вполне заслуживает вашего внимания.

Седьмой способ: высверливаем под чистую и делаем вставку


Самый трудоемкий и затратный способ из всех. Но бывают случаи, когда это единственный рабочий вариант вернуть узел в рабочее состояние.
Высверливаем шпильку подчистую вместе с резьбой.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Нарезаем новую резьбу метчиком.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

На этом можно закончить, если конструкция позволяет подобрать теперь более толстый болт или шпильку. Если же нет - покупаем вставку или заказываем у знакомого слесаря.
Смазываем внешнюю резьбу фиксатором резьбы и ввинчиваем.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Стачиваем заподлицо.
А каким способом пользовались вы? Напишите в комментариях, я думаю ваш опыт будет интересен! Всего доброго!
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Узел восстановлен.

Смотрите подробное видео


Прокомментировать
Вконтакте Одноклассники
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
5+два=
Комментарии (73)
  1. Гость андрей
    #1 Гость андрей Гости 26 апреля 2018 18:07
    24
    берется сверло с левым ходом и сверлится дырка, экстрактор ни разу не потребовался :)
  2. Гость Алексей
    #2 Гость Алексей Гости 26 апреля 2018 18:45
    30
    Есть самый простой,безотказный, быстрый и наверное, все таки единственный способ.
    всё остальное - не более как фантазия. никогда шпилька не вывернется ни зубилом ни сваркой - ни чем!, так как она уже сломалась не просто так, она сидит оооочень прочно!
    сверлить малым сверлом, точно по центру, затем сверлом наружный диаметр резьбы минус шаг и все, обычно витки освобождаются сами в 70% случаев, если же намертво шпилька приржавела, пройтись метчиком такой резьбы. обычно, если всё сделано верно, резьба бывает как новая и занимает этот процесс всего пять минут.
    1. Гость Андрей
      #3 Гость Андрей Гости 26 апреля 2018 21:48
      24
      Отработал на руднике под землёй 23 года на зарубежных буровых самоходных установках. Могу с абсолютной уверенностью заявить, что все вышеперечисленные способы - совершенно ДЕЙСТВЕННЫ. И именно в том порядке как перечислены в заметке. При частых обрушениях, лично мной прямо в забое были выкручены сотни заломов болтов и именно зубилом и керном.(иногда и отвёрткой, а иногда и руками) но это при условии, что болты стоят фирменные из нормальной стали, а если стоит своя шахтная точёнка из проката которая тянется в резьбе, то гонишь машину в гараж и далее по списку - сначала сварка, потом (если не помогло) - высверливание. Так что автор абсолютно правильно всё перечислил.
      1. Ю.С.
        #4 Ю.С. Гости 9 мая 2018 00:18
        5
        Прав! Всё проходит при разных проблемах с трением.
    2. апавп
      #5 апавп Гости 26 апреля 2018 23:04
      4
      Сварка замечательно помогает - быстро, удобно и безопасно, только сварочник нужен. Выкручивал обломок штуцера из суппорта, который был обломан не заподлицо, а вглубь на 5 мм.
      1. Рустам
        #6 Рустам Гости 7 мая 2018 18:28
        8
        Могу добавить к способу сварка,под гайку которую свариваешь к обрубку надо подложить картонку с дыркой под шпильку.Тогда после сварки картон сгорает и образуется зазор между гайкой и основанием который облегчает выкручивание вперёд-назад.(картонка обычно кусок от пачки сигарет,в самый раз)
    3. Т2018
      #7 Т2018 Гости 26 апреля 2018 23:18
      5
      Никогда точно по центру не попадешь, обычно всегда резьба задевается. Надо сразу исходить на больший диаметр резьбы, для чего есть в продаже ремонтные шпильки(если шпилька срезается).
    4. Гость Валерий
      #8 Гость Валерий Гости 26 апреля 2018 23:39
      4
      Очень точно попасть в центр залома невозможно и при высверливании дрелью обязательно будет смещение куда-нибудь.
      1. Рамиль
        #9 Рамиль Гости 21 сентября 2018 20:11
        5
        Если обломался ниже плоскости можно выточить кондуктор чтоб сверлить точно в центр.
    5. Прохожий
      #10 Прохожий Гости 27 апреля 2018 07:32
      1
      Алексей, в 90% случаев Вы повреждаете резьбу ибо не бывает 100% попадания в центр, слом-то не ровный. Все предложенные автором идеи работают. При ударах отверткой, зубилом или керном(ТС разделил эти случаи для количества пунктов?) "чиж" отходит и откручивается значительно проще, при нагревании и сварке из-за разницы материалов(ржавчина имеет другой к-нт расширения) так же откручивается легче. При сверлении "левым" сверлом кроме усилия на откручивание происходит нагревание, ну и легкие удары(точнее вибрация) и "чиж" откручивается сам в процессе сверления. самый эффективный, на мой взгляд, способ это приваривание гайки
    6. Сварка
      #11 Сварка Гости 28 апреля 2018 18:35
      6
      Иного раз пользовался сваркой. При сварке гайки с остатком шпильки происходит точечное нагревание последней. Все сгорает внутри и усилия при вывертывании практически отсутствует. Левое сверло то же вещь, но не всегда есть под руками.
  3. Гость алекс
    #12 Гость алекс Гости 26 апреля 2018 19:01
    17
    болгаркой или дремелем делаем шлиц и откручиваем плоской отвёрткой
    1. Т2018
      #13 Т2018 Гости 26 апреля 2018 23:13
      7
      Если даже тело болта срезалось, то какая может быть отвертка? Дам миллион,если хоть один прикипевший болт, таким образом вывернешь!
      1. Гость Владимир
        #14 Гость Владимир Гости 27 апреля 2018 14:27
        5
        Многократно пользовался подобным методом. Для винтов до М5 использую бормашину с тонким диском, для больших болтов - болгарку с диском 115 толщиной 1мм. Делается по оси болта пропил как на шурупе глубиной 1-3 мм, при этом зачастую цепляется и металл с двух сторон в мясе, но обычно это некритично. Затем ВДшка и отвертка с подходящим шлицем
  4. Мухтар
    #15 Мухтар Гости 26 апреля 2018 19:23
    7
    ВД или жидкий ключ не можно смазывать до прожаривания, наоборот- только после прожаривания, тогда обрубок в большинстве случаев открутится без усилий.
  5. Гость Валерий
    #16 Гость Валерий Гости 26 апреля 2018 23:36
    6
    На наждаке тонкую развёртку стачиваем как 4 гранную длинную пирамиду. Сверлим сверлом насквозь вдоль заломанного конца, стараясь не задеть резьбу. забиваем в отверстие сточенную развёртку и за квадратный конец выворачиваем залом. Сверлить обязательно насквозь.
    1. Гость Сергей
      #17 Гость Сергей Гости 28 апреля 2018 12:56
      1
      В точку! Это единственный реальный способ, не нарушающий резьбу. Зубильцами и кернами ни разу не удалось ничего сделать - только саму деталь получается испоганить.
    2. Гость Андрей
      #18 Гость Андрей Гости 2 мая 2018 19:00
      3
      Все перечисленные варианты имеют право на жизнь, но реально помогает только заточенный метчик под пирамидку, или треугольник на конус. Предварительно засверлив заломыш.
  6. Т2018
    #19 Т2018 Гости 26 апреля 2018 23:37
    8
    В 90%случаев срезается из-за недотеп, которые прикипевшие гайки рвут метровыми ключами.Если видишь, что гайка или болт не идут,успокойся, подыши, затем полей ведешкой или солярой,керосином...через пару часов попробуй враскачку(назад-вперед)на открутить, если не сдвинулась, лей еще и жди несколько часов-после опять враскачку, пока эта система не подводила. Если есть горелка, то дело проще, надо греть гайку докрасна(но не болт, т.к. он еще легче срежется!)она прекрасно откручивается, как бы не была заржавлена, если же нужно выкрутить болт, то нужно греть докрасна металл вокруг болта,также прекрасно будет выкручиваться. Лет двадцать так выкручиваю,не получается только если все превратилось в труху, тогда только высверливать.
  7. Гость Денис
    #20 Гость Денис Гости 27 апреля 2018 04:26
    3
    На ВАЗ 21093 снимал ГБЦ, болты были с головкой под шестигранник, т.е. шестигранник на 11 нужно вставить в головку болта. все болты открутились при помощи самой заурядной трубы, а один (центральный) спереди по ходу движения автомобиля очень не хотел покидать своё место. В итоге смяв все грани принял решение пилить болгаркой, благо болт снаружи механизма и место позволяет. пропилив полболта, я заметил, что диск больше не идет в пропил. от нагрева он решил покинуть своё место, причем даже от руки. надо заметить, что на улице было -10, и, видимо, разность температур сыграла свою роль.
  8. Вячеслав
    #21 Вячеслав Гости 27 апреля 2018 08:17
    4
    Ещё при советской власти, в Дубовке на ремзаводе, я столкнулся с ремонтной спиралью. Сечение у неё в виде ромба. Высверливаем шпильку вместе с резьбой, нарезаем следующую по размеру резьбу и вкручиваем в неё спираль. На конце спирали загнутый перпендикулярно хвостик. Берём пруток, пропиливаем в торце паз под хвостик, сгибаем пополам и получаем приспособление для вкручивания спирали. (у слесарей были готовые наборы) Хитрости:
    1. Шаг новой резьбы должен совпадать со старой.
    2. Диаметр "завинчивающего" прутка должен выть равен или чуть меньше внутреннего диаметра спирали.
    Спираль завинчивается до тех пор, пока не обламывается "хвостик", кстати слесаря не заморачивались с его извлечением.
    Если точить проставку, как предлагает автор, на следующий диаметр, то как раз получим спираль, в противном случае нужно делать проставку на несколько размеров больше, что не всегда приемлемо.
  9. Дмитрий
    #22 Дмитрий Гости 27 апреля 2018 09:29
    2
    Вот как метчик достать из дюралевого корпуса? Может подскажете, что.
    1. Т2018
      #23 Т2018 Гости 27 апреля 2018 12:24
      1
      Можно попробовать выпилить на торце стальной трубки(диаметр трубки=диаметру отв.) два клювика, чтоб вошли в стружечный канал метчика и крутить на открут метчика. Если нет-то только ломать метчик частями,втыкая подходящий бородок опять-же в стружечный канал метчика и вытаскивая обломанные кусочки подходящим неодимовым магнитом.
    2. Дмитрий
      #24 Дмитрий Гости 27 апреля 2018 14:32
      2
      Так приваривать к нему что то, или как написали выше. Но Выламывать метчик кусками занятие не из приятных. Бывают метчики не слишком хрупкие.
    3. Александр Николаевич
      #25 Александр Николаевич Гости 28 апреля 2018 00:38
      1
      В журнале "За рулём" лет 20 назад было интересное решение: как вывернуть шпильку из алюминиевого блока цилиндров. Испытал-действует:надо шпильку просверлить, а в отверстие залить азотную кислоту.которая легко растворяет железо,оставаясь нейтральной к алюминию.
    4. Kornei
      #26 Kornei Гости 28 апреля 2018 11:05
      1
      Вытравливается с помощью азотной кислоты, способ медленный но верный!
      1. Гость Анатолий
        #27 Гость Анатолий Гости 8 мая 2018 07:11
        0
        где её (аз. кислоту) ещё взять....Не продаётся, т.к. из неё можно сделать какие-то там в.в.
        1. ВЯЧЕСЛАВ
          #28 ВЯЧЕСЛАВ Гости 6 июля 2018 08:38
          3
          Авито в помощь я там находил азотку
    5. Севастополец.
      #29 Севастополец. Гости 2 мая 2018 15:27
      1
      Стальную шпильку, болт, метчик... удаляют из сплавов алюминия вытравливанием 30% азотной кислотой в течение нескольких часов. Образующаяся окись защищает основной металл от разрушения.
  10. Гость Михаил
    #30 Гость Михаил Гости 27 апреля 2018 11:20
    5
    На днях снимал выхлопную, менял катализатор, все четыре болта крепления выхлопной системы к коллектору срезались, прикипели насмерть, хотя поливал обильно жидким ключем и LM-40 (аналог ВДешки от лики молли) грел, простукивал. Корячилась покупка и замена выхлопного коллектора, но решил попробовать вылечить родной, благо что болты с аналогичной машины были. И получилось!)) Высверлил все и восстановил резьбы. Правда помучиться пришлось денёк в яме вверх руками. С начала просверлил все обломанные болты сверлом 2мм насквозь(купил 3 одно сломал), потом расширил сверлом 3мм, после 5 мм (болты М-6), затем новыми метчиками в раскачку,обильно смазывая синей смазкой, по четверть оборота, не спеша выкрутил остатки болтов, ну как выкрутил - выломал по кусочку мечиком, потом вторым мечиком прошел резьбу и болты леркой, и все затянулось как положено! Единственно что посоветую, сверла и мечики только новые, т.к. усталость металла никто не отменял (кто изучал металловедение в курсе), в противном случае можете сломать "высококачественный советский мечик" которому 50 лет в обед в отверстии, усложнив себе задачу. Может кому пригодится мой опыт. Удачи.
    1. Т2018
      #31 Т2018 Гости 27 апреля 2018 12:37
      5
      На болты или шпильки фланца выхлопной лить ВДшку бесполезно, там почти сварка получается от высокой тем-ры, лучше всего, не полениться и снять коллектор и затем в удобном положении прогреть докрасна тело фланца рядом с болтами(но, ни в коем случае сами болты, т.к. они отпустятся и сразу срежутся!),после чего болты в раскачку легко выкручиваются, в случае если на фланце шпильки, то нужно греть только гайки. Время затраченное на снятие выпускного коллектора, с лихвой окупается отсутствием геморра по высверливанию срезанных болтов или шпилек.
    2. Гость Григорий
      #32 Гость Григорий Гости 13 октября 2018 20:11
      1
      Пригоревшие гайки помогает открутить уксус.Смочить и подождать мальца.
Ваш E-Mail: Ваш пароль:
Войти через:
Вконтакте Одноклассники