Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Простейший регулятор температуры жала паяльника.
Практически каждый радиолюбитель сталкивается с проблемой перегретого паяльника, когда жало греется больше чем нужно. Паять таким паяльником не совсем удобно: припой начинает менять цвет, покрываясь оксидной пленки, флюс моментально испаряется или вообще начинает постреливать и т.п. Выход из положения может быть очень простым.
Нам понадобится две вещи, это проводной выключатель (который крепится непосредственно на провод) и диод напряжением по обратному току не ниже 250 вольт и током более 0,5 ампера (в зависимости от мощности паяльника, из расчета 100 Вт = 0,5 А).

Приступим к сборке. Для этого, в удобном для Вас месте необходимо вскрыть изоляцию токоведущего провода, а именно одного из провода и присоединить выключатель. В выключатель в монтировать диод, подключив его параллельно контактам выключателя. Смотрите схему.

Собираем, включаем, проверяем.

Работает устройство так: когда контакты выключателя сомкнуты на паяльник идет 100% мощности, соответственно жало греется на столько же. Это режим используется для быстрого прогрева паяльника. Как только паяльник прогрелся (5-20 мин.) следует выключить выключатель. При выключенном выключателе ток пойдет через диод, а диод пропустит только половину фазы переменного напряжения и следовательно 50% мощности, температура паяльника снизится.
У меня паяльник мощностью 60 Ватт. Температура во втором режиме отлично подходит для пайки самыми распространенными припоями. У меня так же был паяльник с мощностью 100 и 30 ватт с данным регулятором с ними так же было приятно работать без перегрева.
Хочу отметить, что с применением данного простейшего регулятора у меня начисто отпало желание мастерить более сложные или покупать дорогие.

Но все же я хочу предложить еще один вариант регулятора. Сам я им не пользовался, но друзья утверждают, что данный регулятор довольно не плох в работе.
Идея вот в чем. В магазинах электротоваров продают уже готовые регуляторы, правда для осветительных приборов. На вид он немного больше обычного выключателя и с успехом может быть применен и для паяльника. Смотрите рисунок.

Недостатком такого регулятора является его "невидимость регулировки". Иными словами если его использовать для лампочки, то очевидно видим уровень регулируемой яркости. А с паяльником все грустно. Нельзя визуально удивить его температуру и приходится его подкручивать от случая к случаю. Но выход все же есть. Нужно просто напросто откалибровать регулятор и отметить положения маркером. 
Какой бы регулятор Вы не выбрали при его установке или наладке не забудьте отключить его от сети! Удачи.

Прокомментировать
Комментарии (8)
dimansid
#1 dimansid Гости 8 декабря 2010 19:53
3
Обратите внимание, что подставка для паяльника выполнена из крышек крепления сердечника трансформатора. Две эти крышки скреплены между собой болтами и гайками. Данная подставка служит мне уже более 5 лет.
Danbaz
#2 Danbaz Гости 26 сентября 2011 22:05
0
Маркер-это правильно. Можно самому собрать паяльную станцию: покупаем диммер в магазине, делаем базу, градуируем регулятор диммера маркером по высокотемпературному градуснику( идут в комлекте с некоторыми мультиметрами). Диммер(устройство для регулирования напряжения) обойдется рублей в 150 у нас , а паяльная станция- от 1500, если еще удастся найти. Вот и считайте.
Veent
#3 Veent Гости 26 сентября 2011 22:20
0
Вы уверены что диммер будет работать? Собирали ли вы такое устройство?
Просто насколько я знаю диммер это не реостат ему необходимы особые параметры нагрузки
Даниил
#4 Даниил Гости 5 апреля 2013 05:36
1
Будет работать с димером, в сети такое видел не раз.
Кстаи по принципу описанному в посте, работают многие паяльники "с кнопкой", сам таким пользуюсь, удобно
виктор
#5 виктор Гости 26 марта 2015 11:23
1
димер будет работать с любой активной нагрузкой/лампы накаливания,спирали, и тому подобным/.
Артём
#6 Артём Гости 8 декабря 2015 19:33
0
Маркировать бесполезно.
Фазовые регуляторы такого типа критичны к изменению сетевого напряжения.
руслан
#7 руслан Гости 27 февраля 2016 21:22
0
подскажите пожалуйста какой диод нужен для 40ватного паяльника а то я не спец в електронике
Илья
#8 Илья Гости 10 июня 2016 23:32
0
Да самый доступный например IN4007 (5, 6) их много где встретить можно.
Войти через: