Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Простой регулятор температуры паяльника
Для приличного качества проведения паяльных работ, домашнему мастеру, и тем более радиолюбителю, пригодится простой и удобный регулятор температуры жала паяльника. Впервые схему устройства, я увидел в журнале «Юный техник» начала 80-х, и собрав несколько экземпляров, использую до сих пор.

схема регулятора

Для сборки устройства потребуются:
-диод 1N4007 или любой другой, с допустимым током 1А и напряжением 400 – 600В.
-тиристор КУ101Г.
-электролитический конденсатор 4,7 микрофарад с рабочим напряжением 50 – 100В.
-сопротивление 27 – 33 килоом с допустимой мощностью 0,25 – 0,5 ватт.
-переменный резистор 30 или 47 килоом СП-1, с линейной характеристикой.

регулятор температуры паяльника

Для простоты и наглядности я нарисовал размещение и взаимное соединение деталей.

регулятор температуры паяльника

Перед сборкой необходимо изолировать и отформовать выводы деталей. На выводы тиристора надеваем изоляционные трубочки длинной 20мм., на выводы диода и резистора 5мм. Для наглядности можно использовать цветную ПВХ изоляцию, снятую с подходящих проводов, или присаживаем термоусадку. Стараясь не повредить изоляцию загибаем проводники, руководствуясь рисунком и фотографиями.

Простой регулятор температуры паяльника

Все детали монтируются на выводах переменного резистора, соединяясь в схему четырьмя точками пайки. Заводим проводники компонентов в отверстия на выводах переменного резистора всё подравниваем и припаиваем. Укорачиваем выводы радиоэлементов. Плюсовой вывод конденсатора, управляющий электрод тиристора, вывод сопротивления, соединяем вместе и фиксируем пайкой. Корпус тиристора является анодом, для безопасности, изолируем его.

регулятор температуры паяльника

Для придания конструкции законченного вида, удобно воспользоваться корпусом от блока питания с сетевой вилкой.

регулятор температуры внутри

На верхней грани корпуса сверлим отверстие диаметром 10 мм. В отверстие вставляем резьбовую часть переменного резистора и фиксируем его гайкой.

Для подключения нагрузки я использовал два разъёма с отверстиями под штыри диаметром 4 мм. На корпусе размечаем центры отверстий, с расстоянием между ними 19 мм. В просверленные отверстия диаметром 10 мм. вставляем разъёмы, фиксируем гайками. Соединяем вилку на корпусе, выходные разъёмы и собранную схему, места пайки можно защитить термоусадкой. Для переменного резистора необходимо подобрать ручку из изоляционного материала такой формы и размера, чтобы закрыть ось и гайку. Собираем корпус, надёжно фиксируем ручку регулятора.

Простой регулятор температуры паяльника

Проверяем регулятор, подключив в качестве нагрузки лампу накаливания 20 - 40 ватт. Вращая ручку, убеждаемся в плавном изменении яркости лампы, от половины яркости до полного накала.

Простой регулятор температуры паяльника

При работе с мягкими припоями (например ПОС-61), паяльником ЭПСН 25, достаточно 75% мощности (положение ручки регулятора примерно посередине хода). Важно: на всех элементах схемы присутствует напряжение питающей сети 220 вольт! Необходимо соблюдать меры электробезопасности.

Автор: Лаврентьев Сергей
serg-lavr@mail.ru
Прокомментировать
Комментарии (28)
  1. ALPom
    #1 ALPom Гости 24 октября 2014 20:48
    0
    А помех по сети нет от такого регулятора?
  2. -serg-
    #2 -serg- Посетители 25 октября 2014 17:15
    0
    При несимметричном потреблении потреблении энергии из двух полу волн переменного напряжения, неизбежно возникают помехи.
    Но при регулировании не большой мощности, 15-25 ватт, по моему опыту, заметного влияния помех на современную технику (ЖК телевизор, компьютер, муз. центр) не наблюдается.
  3. Дмитрий
    #3 Дмитрий Гости 31 октября 2014 13:07
    1
    Постоянное прикладываемое напряжение в закрытом состоянии у КУ101Г всего 80 вольт. Маловато будет! Может, лучше КУ712А2 использовать? Габариты не на много больше, зато можно и намного большую нагрузку регулировать.
  4. -serg-
    #4 -serg- Посетители 2 ноября 2014 00:15
    0
    Сопротивление паяльника мощностью 25 ватт немногим более 2 килоом, ток проходящий через него не превысит 115 миллиампер.
    Это щадящий режим для схемы, напряжение между катодом и анодом тиристора меняется в пределах от 30 до 110 вольт.
    Самый возрастной экземпляр этой конструкции работает уже более четверти века. Для чуть более весомой нагрузки можно использовать тиристор КУ101Е (150 вольт).
  5. Эдуард
    #5 Эдуард Гости 12 февраля 2015 15:12
    0
    Более мощные тиристоры типа bta12-600 (12 ампер 600вольт)можно использовать?и резистор переменный современный если применить совмещенный с выключателем?и можно ли эту схему в качестве ночника для 25 вт лампочки использовать)
  6. =Андрей=
    #6 =Андрей= Гости 18 февраля 2015 16:57
    1
    А если вместо паяльника использовать кипятильник на 500 Вт, то какие детали нужно поменять??? или эта схема не подходит???
  7. -serg-
    #7 -serg- Посетители 30 марта 2015 21:26
    1
    При использовании мощного тиристора, например КУ202Н установленного на радиатор, можно регулировать нагрузку до 1 киловатта.
    Но такая схема станет источником ощутимых помех в электрической сети.
    Регулятор на два киловатта на мощном симисторе, не создающий помех, можно извлечь (или собрать по схеме) из бытового пылесоса. (LG, Samsung и т.д.).
  8. Виктор Лапшев
    #8 Виктор Лапшев Гости 13 мая 2015 15:10
    1
    КУ104Г подойдет?
  9. Тарас
    #9 Тарас Гости 18 мая 2015 09:42
    0
    Правильно ли я понимаю что если последовательно с диодом VD1 поставить выключатель то разрывая цепь на диоде VD1 регулировка будет происходить 0-50%, а замыкая цепь на нем регулировка будет 50-100% ?
  10. -serg-
    #10 -serg- Посетители 24 мая 2015 13:24
    0
    КУ104Г вполне подойдёт.
    Управление одной полуволной порождает ощутимые помехи, если требуется плавное регулирование мощности 0-100%, пожалуй стоит воспользовался схемой диммера на симисторе.
    [center][img]http://sdelaysam-svoimirukami.ru/pictures_users/1/42.jpg[/img][/center]
  11. Максим
    #11 Максим Гости 23 октября 2015 20:33
    0
    Извените мне мой глупый вопрос, но засем все это нужно? Зачем нужен диод, конденсаторконденсатор, и тд? Почему нельзя обойтись только потенциометром и радиатором?
  12. -serg-
    #12 -serg- Посетители 5 ноября 2015 23:55
    0
    Регулирование мощности посредством изменения сопротивления, давно известный способ, реализуется с помощью реостата.
    Такую конструкцию, ощутимо нагревающуюся, находящуюся под напряжением питающей сети, трудно разместить безопасным образом, в маленькой коробочке с удобной ручкой управления.
  13. Александр
    #13 Александр Гости 25 ноября 2015 01:37
    2
    Здравствуйте. А каким образом лучше всего адаптировать эту схему для паяльника в 60W? Нужно ли пересчитывать номиналы элементов (и как именно) и использовать другой тиристор? Как определяется черта, после которой нагрузка является критической и "схема станет источником ощутимых помех в электрической сети"? Заранее спасибо.
  14. -serg-
    #14 -serg- Посетители 18 декабря 2015 01:46
    0
    Если в схему установить тиристор КУ202Н, можно регулировать мощность до 400 ватт.
    Оценить уровень помех (а так же толерантность соседей к ним), можно по величине характерных искажений на телевизионном изображении.
  15. Леонид
    #15 Леонид Гости 7 февраля 2016 11:08
    1
    Тиристорные преобразователи создают помехи. Реостатное регулирование расходует лишнюю мощность. Я считаю самым "безобидным" (хотя и требующим дополнительного места на столе, или под столом) регулирование напряжения на нагрузке с помощью автотрансформаторов ЛАТР-1 (при нагрузке до 100 Вт) и ЛАТР-2 (при нагрузке до 800 Вт).
  16. Валентин Гончарук
    #16 Валентин Гончарук Гости 7 февраля 2016 22:13
    1
    А не проще ли приобрести дымер (регулятор напряжения в системах квартирного освещения)в любом магазине электротоваров и не морочится с его изготовлением.! Я уже лет 6-7 использую их на паяльниках - 40Вт- проходной китаец TIAO GUFNG . Для более мощных потребителей до 800 Вт установочный, для скрытых проводок. Относительно радиопомех, они есть, но очень не значительные, транзистор на расстоянии 2-3 м. их не принимает.
  17. -serg-
    #17 -serg- Посетители 11 февраля 2016 10:23
    3
    С ЛАТРом неудобно работать на "выездных сессиях" (тяжело тащить).
    Диммер удобен, его можно использовать по прямому назначению (например для регулирования яркости торшера), привлекая к работе с паяльником по мере необходимости.
    Конструкция из статьи предназначена тем, кто хочет самостоятельно собрать простой и низкобюджетный регулятор для "паяльника с медным жалом без покрытия".
    Профессионалы и серьёзно настроенные радиолюбители используют паяльные станции.
  18. Денис
    #18 Денис Гости 20 февраля 2016 14:36
    0
    подскажите,а КУ101Б слабоват?Я только их нашел
    И резистор СП3-30К-47К МВ0,125 9008 с выключателем
  19. -serg-
    #19 -serg- Посетители 22 февраля 2016 11:19
    0
    СП3-30К-47К вполне подойдёт.
    Тиристор подключен последовательно с нагрузкой. У паяльника мощностью 15 -25 ватт, сопротивление довольно велико и падение напряжения на нём будет ощутимым.
    У тиристора КУ101Б допустимое напряжение в закрытом состоянии 50 вольт, в принципе с маломощной нагрузкой работать будет (памятуя о характерном для советских компонентов запасе прочности).
  20. александр
    #20 александр Гости 19 марта 2016 16:44
    0
    Здравствуйте , подойдёт ли эта схема для 36 вольт? И можно использовать ку202м?
  21. Grig
    #21 Grig Гости 1 апреля 2016 21:34
    0
    А диммером можно пользоваться при использовании паяльника с "керамическим" жалом?
  22. -serg-
    #22 -serg- Посетители 2 апреля 2016 19:18
    1
    Для 36 вольт нужен иной регулятор. КУ202М использовать можно.
  23. Игорь
    #23 Игорь Гости 12 августа 2016 16:37
    0
    Здравствуйте. А эта схема подойдет к паяльника мощностью 75 ватт.
  24. -serg-
    #24 -serg- Посетители 7 сентября 2016 20:12
    0
    Схема подойдёт, однако желательно использовать более мощный тиристор.
    Разумеется усилятся помехи.
  25. Ян
    #25 Ян Гости 11 октября 2016 19:42
    1
    Так можно поставить конденсатор до схемы регулировки. Вольт на 400 и большой емкости, чтобы помехи сглаживать.
  26. сергей
    #26 сергей Гости 21 декабря 2016 08:45
    0
    А можно заменить электролит на простой конденсатор?
  27. ВН
    #27 ВН Гости 25 декабря 2016 20:35
    0
    [b]сергей[/b], а зачем его заменять? Электролит имеет меньшие габариты. В этом смысл всей конструкции.
    1. maga
      #28 maga Гости 22 декабря 2017 21:06
      0
      Всё работает, симистор от новогодней гирлянды, по моему PCR406, для паяльника на 20 ватт нормально, полгода пользуюсь.
Мы в соц. сетях
Подписка на обновления
Войти через: