Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
Наверняка многие хотели бы иметь дома аудио систему 5.1 но за частую цены на такие усилители довольно большие. Я же расскажу как просто и не очень дорого собрать 4-х канальный усилитель для подобной системы. Покопавшись в интернете я выбрал наиболее простой в сборке и не дорогой усилитель достаточной мощности. А именно усилитель на довольно популярной микросхеме TDA 1558Q Сама по себе эта микросхема уже представляет из себя готовый 4-х канальный усилитель мощностью 11 Вт на канал, но этой мощности будет мало для получения качественного и объемного звука поэтому мы будем подключать ее мостовым методом, проще говоря мы спариваем 2 канала и получаем 2-х канальный усилитель мощностью по 22 Вт на канал. Таким образом мы берем две микросхемы и в итоге получаем 4х22 ватта. Если отдельно коснутся микросхемы то из достоинств можно назвать простейшую схему подключения, не высокую цену и достойную мощность при небольшом однополярном напряжении, защита от К.З. перегрева и не верного подключения питания. К недостаткам: низкий КПД порядка 50% (Высокий ток потребления и большой нагрев даже в холостом режиме) Так же на пиковой мощности звук резко обрезается и превращается грохот.
Теперь перейдем к сборке и для начала ознакомимся со схемой.

Усилитель 4х22 Вт

Схема предельно проста и собирается за 10-15 минут, ее простота позволяет спаять ее навесным монтажом, также стоит напомнить что схема обладает тепловыми характеристиками утюга и для нее необходим радиатор примерно 600 см2 площадью и либо открытый корпус либо принудительное охлаждение в виде вентилятора.
Вот тот набор деталей который понадобился мне для сборки усилителя.

Усилитель 4х22 Вт

Я использовал два диодных моста по той причине что использовал трансформатор с двумя схожими обмотками, обычно вполне хватит и одного на 8 А.
Отдельно были куплены два штекера 3,5 для включения в аудио карту компьютера.

Усилитель 4х22 Вт

Теперь думаю можно перейти собственно к сборке усилителя. У меня не было готового блока питания и мне пришлось собирать его самому, и вам рекомендую сделать тоже самое поскольку не просто найти готовые БП с необходимым запасом мощности поскольку при напряжении в 17 В одна микросхема потребляет порядка 3 А даже когда «молчит». Так же если отключить 14-й контакт то усилитель перейдет в «Спящий режим» и ток потребления сократится до пары сотен мА
И так для начала найдем трансформатор необходимой мощности, затем можно самому спаять выпрямитель но я все таки посоветую взять уже готовый диодный мост. Берем и устанавливаем его на не большой радиатор. (у меня не было маленького)

Усилитель 4х22 Вт

Затем припаиваем конденсаторы

Усилитель 4х22 Вт

Поскольку мне так же необходимо было установить трансформатор и для другого устройства я решил отделить БП от самого усилителя.

Усилитель 4х22 Вт

Усилитель 4х22 Вт

Поскольку я использовал этот усилитель для домашнего компьютера то решил «связать» включение усилителя с включением компьютера как это сделать рассказывается в этой статье (Автоматическое включение и выключение с компьютера) Я пошел не совсем тем путем что в статье я подключил реле к желтому и черному (12 В) проводам идущим из БП системного блока и вывел из него провод к БП усилителя. Еще хочется сказать что чем выше напряжение тем качественнее звук на большой громкости но и соответственно нагрев тоже растет, оптимальное напряжение питания 15 в при превышении порога в 17 вольт усилитель замолкает (На то время пока напряжение превышено) так что если нет звука измерьте напряжение.
Теперь перейдем к сборке собственно самого усилителя. Поскольку схема включения микросхемы примитивна проще наверное быть и не может, я решил спаять все навесным монтажом.
Для начала крепим микросхемы на радиатор предварительно рекомендуется промазать место соединения термопастой

Усилитель 4х22 Вт

После этого глядя на схему отгибаем необходимые контакты (14, 5, 13 – Плюс питания. 3, 7, 11 – Минус питания. И т.д.) Лишние контакты можно откусить чтобы они не мешались.

Усилитель 4х22 Вт

После того как вы припаяли все необходимые провода и конденсаторы необходимо избавится от не надежности «хлипкости» (при навесном монтаже) я рекомендую воспользоваться термоклеем аккуратно залить контакты таким образом чтобы избежать короткого замыкания между ними.

Усилитель 4х22 Вт

По сути усилитель как таковой готов т.е. он уже может полноценно функционировать. Но я сильно сомневаюсь что кто-то будет готов украсить свой стол такой железкой. И поэтому необходим корпус, тут уже все зависит от вашей фантазии, я просто взял корпус от сломанного дисковода.
Для начала все тем же термоклеем закрепил заглушку от лотка диска и приклеил свой светодиод.

Усилитель 4х22 Вт

Усилитель 4х22 Вт

Чтобы подключить светодиод к питанию 12в необходимо последовательно включить сопротивление на 500…900Ом (В зависимости от мощности)
Затем убираем все в корпус и выводим провода

Усилитель 4х22 Вт

Усилитель 4х22 Вт

Усилитель 4х22 Вт

Если используете подобный корпус можно закрепить микросхемы прямо на металлический корпус (внутри) тогда корпус будет служить радиатором. Но я пошел другим путем, я сделал вентиляционные отверстия и установил не большой вентилятор.

Усилитель 4х22 Вт

Усилитель 4х22 Вт

Этого вполне достаточно для того чтобы не допустить перегрева усилителя.
Усилитель готов. Я не устанавливал регуляторов громкости и баланса по той причине, что сейчас даже самые бюджетные аудио карты снабжены прекрасным ПО для этих целей.
Если коснуться цены, то тут все не очень дорого
1. Микросхемы TDA1558Q – 80 руб. 1шт.
2. Конденсаторы (0,22 мкф 4 шт. 0,1 мкф 2 шт.) 35 руб. за все
3. Конденсатор 25В 6800мкф 38 руб. 1 шт.
4. Термопаста 40 руб.
5. Диодный мост 1000в 8А 20 руб.
Все было куплено в специализированных магазинах радиорынка.
Желающим повторить удачи!
Прокомментировать
Комментарии (15)
фантамас
#1 фантамас Гости 25 февраля 2012 14:10
0
ого вон оно как. не ищи врагов am
stepan
#2 stepan Гости 26 апреля 2012 00:31
0
Я делал по принципу этой микросхемы 2 канала по22 вата.орет отлично, но фонит( можеш чтонибуть посоветовать?
stepan
#3 stepan Гости 12 сентября 2012 21:11
0
Многое от трансформатора зависит. Попробуй поставить памощьнее и что уровень помех на нем ниже был. Я подключал свой усилитель к аккумулятору, помех почти небыло!
feelloff
#4 feelloff Гости 16 сентября 2012 11:22
0
пойдет игрушка lol ! winked
pxel55
#5 pxel55 Гости 29 сентября 2012 03:46
0
Дам не плохо а печатная есть если есть выложи буду благоларен
feelloff
#6 feelloff Гости 6 октября 2012 17:32
5
фигня какая-то вот как надо -
fric1991
#7 fric1991 Гости 15 октября 2012 11:08
0
А как если что припаять сюда регулятор громкости? А то не нашёл таких схем. и можно ли сделать один регулятор на все каналы? Например на регулятор громкости колонок?
Дмитрий Владимирович
#8 Дмитрий Владимирович Гости 7 января 2013 18:52
0
feelloff,
Молодец, аккуратно по фирменному собрал, однако компоновку нужно было сделать более компактно в расчёте на более короткие связи.
Bleagher
#9 Bleagher Гости 4 июля 2013 04:23
0
используй спареный
Антон
#10 Антон Гости 24 ноября 2014 04:53
1
А в режим моста можно такой усилитель запустить?допустим я хочу сабвуфер на 1 канал сделать а не на 4?
Afgan
#11 Afgan Гости 1 февраля 2015 21:41
0
я собрал такой усилок в корпусе от старого cd привода,питание-импульсный бп 12 в 5 а,добавил по питанию 2200 мкфх25 в,переднюю панель доработал,поставил сдвоенный регулятор 50Ком,стереогнездо под мини джек 3,5, индикатор питания(светодиод),на задней панели выключатель питания и два тюльпана для подключения колонок,микруха установлена на радиаторе от процессора компа,звук чистый,не фонит,мощность вполне устраивает
АХА
#12 АХА Гости 3 ноября 2015 07:20
0
Радиатор 600 см в квадрате??? А может 10 см на 10 см? А то 600 см в квадрате - получается очень большой радиатор)))).
VicAMMON
#13 VicAMMON Гости 14 ноября 2015 22:41
0
Спасибо автору за труды.
Но есть одно "Но".
Если вы писали тему для понимающих людей, то "не вариант", вообще.
Если для новичков, кто только с паяльником подружился, то допустили промах. Вы не обьяснили принципа мостовой схемы, и не показали ее сборку. Новичек не поймет как включить 2 микросхемы в мост.
Андрей
#14 Андрей Гости 29 января 2016 08:59
0
Автор, по данным производителя усилитель работает в классе B, для него значение total quiescent current 80 mA. Это ток покоя, вы же пишите одна микросхема потребляет порядка 3 А даже когда «молчит». Такого не бывает даже в усилителях большой мощности класса А. Одно из трех - или микросхема самовозбуждается, или подделка или тестер врет.
Александр
#15 Александр Гости 9 августа 2016 20:34
0
Собрал усь на данной микрухе, все нормально, играет четко, бп от старого компа, но одна проблема - все металлические детали долбят током. Кто подскажет как избавиться от данной проблемы?
Войти через: