У старых компьютеров шумность работы возрастает, что связано со скрежетом подшипника кулера. Это элементарная проблема, которая решается без его замены обычной смазкой – что я и сделаю.
Требуемый инвентарь
Для работы потребуется:
- силиконовая смазка;
- крестовая отвертка;
- сверло 1 мм;
- медицинский шприц с иголкой.
Что касается силиконовой смазки для компьютерных вентиляторов, то обычно она продается в маленьких бутылочках, таких как капли от насморка. Если не заниматься ремонтом техники профессионально, то лучше ее покупать в менее объемной таре. В магазинах, где продаются компьютерные запчасти, зачастую смазку можно приобрести прямо в шприце.
Если специализированная силиконовая смазка — это слишком дорого или ее просто негде достать, можно применять обыкновенное масло для швейных машин и замочных скважин. Его нужно добавлять всего каплю.
Как смазывать кулер
Кулер нужно снять из системного блока. Из инструмента потребуется только отвертка. Помимо смазки параллельно лучше очистить радиатор чипсета, и желательно поменять на нем термопасту.
Что касается непосредственно самого кулера, то на его тыльной части, где диффузор захватывает воздух, имеется круглая наклейка. Если ее снять, то в большинстве моделей можно увидеть ревизионное отверстие для ручной смазки. В моем случае его нет.
Проще всего попробовать выдвинуть крыльчатку кулера и помазать подшипник с обратной стороны. Иногда она легко снимается, но это у меня не получилось, все держится очень крепко. Если приложить чрезмерные усилия, то пластик просто сломается.
В этом случае нужны крайние меры. Я беру обыкновенное сверло по металлу диаметром 1 мм. Для удобства соорудил простейший зажим, поскольку у меня нет миниатюрной цанги, которой пользуются моделисты при сборке копий кораблей и самолетов. Сверлом прорезаю миниатюрное отверстие прямо по центру крышки, где была наклейка. Нужно работать аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь.
Далее просто заливаю несколько капель силиконовой смазки в отверстие и прокручиваю крыльчатку, для равномерной смазки подшипника.
Чтобы масло не разливалась наклейку нужно приклеить обратно, закрыв отверстие. Если она больше не клеится, вместо нее можно применить изоленту или скотч.
Сделав все правильно, если при сверлении отверстия внутрь не попала стружка или крупинки пыли, то шум уйдет, как и разогрев электромотора кулера, поскольку уменьшится трение и сопротивление. После этого о скрежете можно забыть, как минимум на несколько лет.