Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс

Сейчас я расскажу вам о том, как своими руками сделать «Ионофон» или как его еще прозвали «поющая дуга». Собственно по названиям уже можно догадаться, что ионофон является источником звука. Звук в этом устройстве исходит от горящей дуги, тембр звука меняется с изменением частоты генерации напряжения. В 50-е годы прошлого века данные устройства нашли практическое применение, сейчас же есть много более эффективных  альтернатив этому устройству и про него забыли, и мы можем собрать его только как игрушку для интересных опытов.
Что ж начнем со схемы.

Основой этой схемы служит знакомый многим интегральный таймер NE555 (куплен за 10 руб.) В нашей схеме он служит генератором прямоугольных импульсов, которые преобразуются полевым транзистором (MOSFET), я использовал IRFS630 желательно использовать полевеки на большой ток (сток-исток) порядка 100А в этом случае можно добиться лучшего эффекта. Отлично подойдет IRL3803. Вот цоколевка для первого транзистора.

Теперь перейдем собственно к сборке. Вот весь набор деталей, который нам понадобится:

Начнем со строчника (далее ТВС) необходимо раздобыть ТВС без умножителей, регуляторов.
ТВС из старого ч.б. телевизора будет лучшем вариантом, чем больше высоковольтная обмотка, тем больше эффект, громкость. Вот тот, что использовал я, пожалуй, самый худший вариант.

Первичную обмотку мотаем толстым проводом 1-2мм 10 витков. Вот таким способом.

Теперь осталось спаять радиодетали, дуга должна появится сразу после сборки, если дуги нет, то попробуйте покрутить R4 или проверти правильность сборки, если же нет звука попробуйте подключить аудио вход последовательно через конденсатор на 100 пкф.
Так же транзистор необходимо установить на большой радиатор и по возможности установить вентилятор.

Я спаивал все навесным монтажом и вот что получилось в итоге

Получилось простое,  незамысловатое, но довольно интересное устройство.

Помимо того что это устройство было задумано как ионофон, оно может применяться для питания самодельных плазменных шаров, также может служить преобразователем  для питания лдс, ну и просто для пускания дуг. Также можно подключить высоковольтный умножитель и получить искровой разряд примерно в 3-4 см (Умножитель опасен для жизни!)

Теперь стоит коснуться техники безопасности. На выходе трансформатора очень высокое напряжение. Быть может смертельного поражения и не будет, но вы наверняка получите ощутимый удар током и значительный ожег, так что не стоит экспериментировать. Так же дуга обладает высокой температурой и может стать причиной пожара.

Желающим повторить удачи!

P.S. Видео с демонстрацией:

Прокомментировать
Комментарии (37)
Veent
#1 Veent Гости 18 сентября 2011 14:21
0
Этот генератор универсален в принципе
wetal
#2 wetal Гости 16 октября 2011 18:38
0
а как сделать так чтоб не пела а просто искра была icecream
Veent
#3 Veent Гости 16 октября 2011 19:56
0
Просто оставляешь пятую ножку пустой безовсяких подключений
wetal
#4 wetal Гости 17 октября 2011 17:02
0
пятую ножку в трансформаторе или где (пришли фото пожалуйста)
wetal
#5 wetal Гости 17 октября 2011 18:03
0
а упростить конструкцию можно ?
у меня есть трансформатор с первичной обмоткой
и вещи по виду похожие на твои
и еще я побывал искры нет но та штука что с радиатором греется
wetal
#6 wetal Гости 17 октября 2011 18:17
0
wacko wacko wacko wacko wacko wacko wacko cry cry cry cry cry sad sad sad sad sad sad
Veent
#7 Veent Гости 17 октября 2011 19:06
0
Если тебе просто искра нужна найди другие варианты, их тут полно: Электрическая дуга, катушки тесла (2статьи) плазменый шар и так далее, все ипросто и высоковольтно.
wetal
#8 wetal Гости 17 октября 2011 19:50
0
я бы нашел да там все сложно
Veent
#9 Veent Гости 17 октября 2011 20:18
1
Вот Плазменный шар, генератор выс. напряжения
Старая как луна и простая.
wetal
#10 wetal Гости 17 октября 2011 20:26
0
мне нужно что нибудь на 9 вольт
wetal
#11 wetal Гости 19 октября 2011 15:14
0
подскажите как сделать то же самое от 9 вольт
Veent
#12 Veent Гости 19 октября 2011 17:52
0
Делаешь тоже самое и подключаешь питание в 9в
Она у меня от 6В работала
wetal
#13 wetal Гости 26 октября 2011 19:10
0
спасибо
wetal
#14 wetal Гости 29 октября 2011 18:07
0
а где взять irfs630 а он в телике старом есть
Horber
#15 Horber Гости 12 января 2012 23:58
0
Вопрос такой : у меня не прозванивается тестером высоковольтная обмотка. Это значит что ей кранты? Не подскажете какое у неё сопротивление должно быть? У меня 343 ома. Так и должно быть?
Horber
#16 Horber Гости 13 января 2012 00:01
1
to wetal
это импортный полевой транзистор, в телике его быть не может. Спрашивай на радиорынках, мне например оказалось легче найти irl3803
netaholic
#17 netaholic Гости 13 января 2012 09:04
0
А я пока ищу старых телевизор surprised
Horber
#18 Horber Гости 16 января 2012 01:24
0
Блин, не работает. Короче все сделал на печатке в точности как у автора. Только транс твс-110 ла, транзистор IRL3803, кондентатор 2н, и на входе 150 пкф. Питание 12 в, 0,8 А. Что может быть не так? Может ток слабоват?
Horber
#19 Horber Гости 17 января 2012 19:05
0
Ээээй, кто-нибудь ответит мне хоть что-нибудь? Увеличить ток, поменять транзистор, строчник?
Veeh
#20 Veeh Гости 18 января 2012 12:35
0
Может быть что либо слабоват ток или не хватает емкости конденсатора. У меня случалось что при перегревании транзистора схема переставала работать, остужаешь все хорошо. Проверяйте, между проводами идущими на транс если закоратить должна проскакивать очень маленькая искра. Попробуйте бп мощней.
А irfs630 Я выпаял из старенького элт монитора
Horber
#21 Horber Гости 27 января 2012 10:43
0
Ура, появилась у меня дуга, где-то 1-1,5 см, только не поёт. Поменял полевик на irf630, радиатор огромный, кондеры как по схеме. Жаль блока питания помощнее нету, подал 18 в, около 1 а.
vasya777
#22 vasya777 Гости 5 февраля 2012 12:40
0
Нашел старый строчник, максимальное сопротевление через 3 обмотки было 18 ом,не пойму вообще он рабочий???А какое на нем должно быть сопратевление.
Elektron
#23 Elektron Гости 3 февраля 2012 08:13
0
А вот транзистор можно заменить на IRL2505?
Horber
#24 Horber Гости 4 февраля 2012 18:10
0
Лучше все таки купить те, которые здесь указаны, ато цоколевка может отличаться, короче геморно будет.
самоучка
#25 самоучка Гости 12 июня 2012 09:36
0
Можно применить катушку зажигания от бензомото косилки-пилы,и прочей техники. А вот с ее питанием нужно чтобы работало от блока питания или трансформатора. К стати строчники есть и в мониторах на кинескопических трубках платы стоят. И готовые детали для сборки там точно есть!
Veent
#26 Veent Гости 2 июля 2012 17:15
0
самоучка,
Большинство катушек зажигания сделаны не на ферите, а на обычных трансформаторных пластинах и из них не чего кроме искры максимум 50 раз в секунду не получишь. Единственная ниша использования их это люстра Чижевского.
А из деталей монитора можно пять таких собрать, только там нет таймеров.
Cbkby
#27 Cbkby Гости 29 октября 2012 21:16
0
Собрал схему. Нету не идет напряжение на строчник в чем может быть причина? Сама схема под напряжением. А посел транзистора напряжение пропадает.
Horber
#28 Horber Гости 29 ноября 2012 00:06
0
Сделал наконец, заиграло, только паршивенько, хотя звук подавал не с мп3 а с усилителя. В общем разочарован. Чтоб звук был хорош, нужно наверное на лампе делать.
Serobacterium
#29 Serobacterium Гости 26 января 2013 14:38
0
Вчера сделал эту схему на полевике (IRFS630), правда без подключения звука. Включил блок питания 12 в 3 а, и о чудо! Получилась дуга почти в 2 см! Я очень обрадовался, ведь когда у меня не было полевика и схема делалась на биполярниках, типа КТ819, дуга была максимум 0,5 см. Но мое счастье длилось не долго. Секунд через 20 дуга стала гаснуть, блок питания начал выключаться (он у меня с автоотключением), при последующих включениях дуга существовала максимум 0,1 секунды. Потом схема отказала совсем, прозвонка транзистора показала, что он совсем пробит. Почти так же происходило с предыдущими транзисторами (КТ805, КТ819), но мне их так не жалко, как этот. Но это еще ничего. При первых попытках сделать эту схему (несколько месяцев назад) в подключаемом мп3-шнике появились очень громкие шумы, через которые нельзя нормально услышать музыку, а дуги как таковой так и не получилось (длина ее была где-то 0,1 см). Благо тот плейер был старым и я хотел покупать новый. Так что лучше используйте усилитель или колонки, и не подключайте источник звука к схеме напрямую.
Юрий
#30 Юрий Гости 31 октября 2013 21:15
0
Здравствуйте, можно ли заменить эти транзисторы на irfz44n?
wefl
#31 wefl Гости 6 декабря 2013 15:11
0
Цитата: Юрий

не знаю но цоколёвка та сам хотел на нём попробовать но у моего 1 нога отломона
wefl
#32 wefl Гости 28 января 2014 22:00
0
а как именно нужно аудио подключить (куда кидать 2 провод)
Валера
#33 Валера Гости 2 декабря 2014 19:31
0
Вот проблемка, у меня сгорела микросхема NE555, может кто поможет найти причину и устранить её.
Nick
#34 Nick Гости 3 января 2015 10:26
0
Входной ток 12В - переменный или постоянный?
Вася
#35 Вася Гости 4 февраля 2015 19:22
0
интересно где нашли практическое применение?
сережа
#36 сережа Гости 8 сентября 2015 17:43
0
Пара-тройка небольших компаний выпускают высокочастотники с использованием "поющей" дуги. Очень дорого.
Сергей
#37 Сергей Гости 25 июня 2016 02:01
0
подскажите, из-за чего может сильно греться IRFS630?
Войти через: