Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Мощный линейный стабилизатор напряжения
Мощный линейный стабилизатор напряжения

Для питания различных электронных устройств и схем, сделанных своими руками нужен такой источник питания, напряжение на выходе которого можно регулировать в широких пределах. С его помощью можно наблюдать, как ведёт себя схема при том или ином напряжении питания. При этом он должен иметь возможность выдавать большой ток, чтобы питать мощную нагрузку, и минимальные пульсации на выходе. На роль такого источника питания отлично подойдёт линейный стабилизатор напряжения – микросхема LM338, она обеспечивает ток до 5 А, имеет защиту от перегрева и короткого замыкания на выходе. Схема её включения достаточно проста, она представлена ниже.

Схема

Мощный линейный стабилизатор напряжения

Микросхема LM338 имеет три вывода – вход (in), выход (out) и регулирующий (adj). На вход подаём постоянное напряжение определённой величины, а с выхода снимаем стабилизированное напряжение, величина которого задаётся переменным резистором Р2. Напряжение на выходе регулируется от 1,25 вольт до величины входного, с вычетом 1,5 вольт. Проще говоря, если на входе, например, 24 вольта, то на выходе напряжение будет меняться в пределах от 1,25 до 22,5 вольт. Подавать на вход более 30 вольт не следует, микросхема может уйти в защиту. Чем больше ёмкость конденсаторов на входе, тем лучше, ведь они сглаживают пульсации. Ёмкость конденсаторов на выходе микросхемы должна быть небольшой, иначе они будут долго сохранять заряд и напряжение на выходе будет регулироваться неверно. При этом каждый электролитический конденсатор должен быть зашунтирован плёночным или керамическим с малой ёмкостью (на схеме это С2 и С4). При использовании схемы с большими токами микросхему обязательно нужно установить на радиатор, ведь она будет рассеивать на себе всё падение напряжения. Если токи небольшие – до 100 мА, радиатор не потребуется.
moschnyj-linejnyj-stabilizator-naprjazhenija.zip [22,03 Kb] (cкачиваний: 167)

Мощный линейный стабилизатор напряжения

Сборка стабилизатора

Вся схема собирается на небольшой печатной плате размерами 35 х 20 мм, изготовить которую можно методом ЛУТ. Печатная плата полностью готова к печати, отзеркаливать её не нужно. Ниже представлены несколько фотографий процесса.
Мощный линейный стабилизатор напряжения

Мощный линейный стабилизатор напряжения

Мощный линейный стабилизатор напряжения

Дорожки желательно залудить, это уменьшит их сопротивление и защитит от окисления. Когда печатная плата готова – начинаем запаивать детали. Микросхема запаиваться прямо на плату, спинкой в сторону края. Такое расположение позволяет закрепить на радиаторе всю плату с микросхемой. Переменный резистор выводится от платы на двух проводках. Можно использовать любой переменный резистор с линейной характеристикой. При этом средний его вывод соединяется с любым из крайних, полученные два контакта идут на плату, как видно на фото. Для подключения проводов входа и выхода удобнее всего использовать клеммник. После сборки необходимо проверить правильность монтажа.
Мощный линейный стабилизатор напряжения

Мощный линейный стабилизатор напряжения

Запуск и испытания

Когда плата собрана, можно переходить к испытаниям. Подключаем на выход маломощную нагрузку, например, светодиод с резистором и вольтметр для контроля напряжения. Подаём напряжение на вход и следим за показаниями вольтметра, напряжение должно меняться при вращении ручки от минимума до максимума. Светодиод при этом будет менять яркость. Если напряжение регулируется, значит схема собрана правильно, можно ставить микросхему на радиатор и тестировать с более мощной нагрузкой. Такой регулируемый стабилизатор идеально подойдёт для использовании в качестве лабораторного блока питания. Особое внимание стоит уделить выбору микросхемы, ведь её очень часто подделывают. Поддельные микросхемы стоят дёшево, но легко сгорают при токе уже 1 – 1,5 Ампера. Оригинальные стоят дороже, но зато честно обеспечивают заявленный ток до 5 Ампер. Удачной сборки.
Мощный линейный стабилизатор напряжения

Смотрите видео

На видео наглядно показана работа стабилизатора. При вращении переменного резистора напряжение плавно меняется от минимума к максимуму и наоборот, светодиод при этом меняет яркость.
Прокомментировать
Комментарии (4)
  1. Гость Евгений
    #1 Гость Евгений Гости 1 сентября 2018 18:04
    1
    Вполне стандартная схема. Работать будет, однако, сдедует учитывать, что при малых напряжениях на выходе она крайне неэкономична. А рассеиваемая мощность на ней не должна превышать 25 Ватт, если верить даташиту (в металлическом корпусе ТО-3 - 50 Ватт) - это с радиатором. То есть, при токе 5А перегреваться будет уже при падении на стабилизаторе порядка 7-8 вольт.
    В таких случаях рекомендуется применять трансформатор с отводами, и переключать входное напряжение стабилизатора с расчетом получить падение напряжения на ИМС не более 5 - 6 вольт.
  2. Вадим Чернявский
    #2 Вадим Чернявский Посетители 1 сентября 2018 23:50
    1
    Я как-то раз запитал один стабилизатор - LM7805 от 24 вольт. Ничего хорошего. Грелся как утюг. Набирал 40-50 градусов на радиаторе. И взорвался в конце концов.
  3. Гость Василий
    #3 Гость Василий Гости 2 сентября 2018 22:48
    1
    Купил 2 штуки и обе не рабочие...
  4. Гость Дмитрий
    #4 Гость Дмитрий Гости 3 сентября 2018 07:13
    0
    Главное, что хочется знать о стабилизаторе это величина пульсаций, а про них ни слова.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: