Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Устройство плавного пуска для электроинструмента
Много какой электрический инструмент, особенно прошлых годов выпуска, не оборудован устройством плавного запуска. Такие инструменты запускаются мощным рывком, в результате которого происходит повышенный износ подшипников, шестерён и всех остальных движущихся частей. В лаковых изоляционных покрытиях появляются трещины, которые имеют прямое отношение к преждевременному выходу инструмента из строя.
Устройство плавного пуска для электроинструмента

Чтобы исключить это негативное явление существует не очень сложная схема на интегральном регуляторе мощности, который был разработан ещё в Советском Союзе, но до сих пор его не сложно купить в интернете. Цена от 40 рублей и выше. Называется он КР1182ПМ1. Работает хорошо в разных регулирующих устройствах. Но мы будем собирать систему плавного пуска.

Схема устройства плавного пуска

Теперь рассмотрим саму схему.

Как видите компонентов не очень много и они не дорогие.

Понадобится

  • Микросхема – КР1182ПМ1.
  • R1 – 470 Ом. R2 – 68 килоом.
  • C1 и C2 – 1 микрофарад - 10 вольт.
  • C3 – 47 микрофарад – 10 вольт.

Макетная плата для монтажа компонентов схемы «чтобы не заморачиваться с изготовлением печатной платы».
Мощность устройства зависит от марки симистора, который вы поставите.
Например, среднее значение тока в открытом состоянии у разных симисторов:
  • BT139-600 - 16 ампер,
  • BT138-800 - 12 ампер,
  • BTA41-600 - 41 ампер.

Сборка устройства

Можно поставить и любые другие, какие у вас есть и которые вам подходят по мощности, но нужно учитывать, что чем мощнее симистор, тем меньше он будет греться, а значит, дольше будет работать. В зависимости от нагрузки нужно использовать и радиатор охлаждения для симистора.
Я поставил BTA41-600, для него можно радиатор совсем не ставить, он достаточно мощный и при повторно-кратковременной работе греться не будет, при нагрузке до двух киловатт. Более мощного инструмента у меня просто нет. Если планируете подключать более мощную нагрузку, то задумайтесь об охлаждении.
Соберём детали для монтажа устройства.

Ещё нам потребуется розетка «закрытая» и кабель питания с вилкой.

Макетную плату хорошо подгонять по размерам при помощи больших ножниц. Режется легко, просто и аккуратно.

Размещаем компоненты на макетной плате. Для микросхемы лучше впаять специальное гнездо, стоит копейки, но очень облегчает работу. Нет риска, что перегреете ножки микросхемы, не нужно бояться статического электричества, да и если сгорит микросхема, её заменить можно за пару секунд. Достаточно вынуть сгоревшую и вставить целую.

Детали сразу запаиваем.

Размещаем на плате новые детали, сверяясь со схемой.

Аккуратно припаиваем.

Для симистора гнёзда нужно слегка рассверлить.

И так по порядку.

Вставляем и припаиваем перемычку и другие детали.

Паяем.

Проверяем соответствие со схемой и вставляем в гнездо микросхему, не забывая о ключе.

Готовую схему вставляем в розетку.

Подключаем питание к розетке и схеме.

Проверка работы

Проверяем устройство в работе.
Осторожно! Все элементы схемы находятся под прямым напряжением сети 220 вольт! Опасно для жизни!
Окончательно собираем устройство.

Проводим последнюю проверку на работоспособность.

Чтобы не путать этот прибор с простым удлинителем, его нужно пометить любым способом. Я это сделал при помощи самоклеющегося ценника и скотча.

Смотрите пожалуйста видео испытания этого устройства. Наглядно показано изменение поведения устройства при запуске.
Удачи вам в ваших делах и заботах.

Смотрите видео работы устройства

Прокомментировать
Комментарии (9)
  1. Гость Андрей
    #1 Гость Андрей Гости 2 мая 2018 15:40
    2
    Спасибо за обзор. Если можно ,точнее про радиодетали. Хочу собрать. Спасибо.
    1. Dgek
      #2 Dgek Посетители 3 мая 2018 08:35
      3
      Номиналы деталей указаны все. Читайте пожалуйста внимательнее. Единственное, что забыл указать это то, что от ёмкости конденсатора C3 зависит время разгона электродвигателя до максимальной скорости. Больше ёмкость - дольше время разгона и если меньше, то соответственно - меньше. Указанные 47 микрофарад, это самое оптимальное значение. Резистор R1 - 0.5 ватт, а R2 -0.25 ватт.
      1. Гость Сергей
        #3 Гость Сергей Гости 3 мая 2018 12:28
        0
        Единицы измерения, названные именами ученых, пишутся с большой буквы. За что же вы Ома, Вольта, Ампера и Фарадея с Уаттом так презираете?
    2. Dgek
      #4 Dgek Посетители 3 мая 2018 08:39
      2
      Цена симисторов на Алиэкспресс зависит от мощности. От 10 до 30 рублей за штуку с доставкой (если берёте от 10 штук).
  2. Гость Сергей
    #5 Гость Сергей Гости 3 мая 2018 12:14
    2
    Насчет повышенного износа при неплавном включении - ну это инструмент с пластмассовыми шестеренками. У меня дрель куплена в 1979 году, только провод перематывается у входа в рукоятку, да подшипники смазать. Никаких проблем от неплавного включения. Ценна эта схема другим. Если мощный инструмент питается от "бесперебойника", то ИБП должен выдерживать пусковой ток, который в несколько раз больше номинального (для двигателей постоянного тока и коллекторных переменного кратность до 10...12). Эта схемка смазывает пусковой ток и позволяет обойтись ИБП меньшей мощности и цены.
  3. Жук майский
    #6 Жук майский Гости 7 мая 2018 22:48
    0
    А спаять и продать слабо?
  4. Денис
    #7 Денис Гости 15 мая 2018 10:00
    0
    К чему эти сложности со сборкой платы из радиодетали? В магазинах с электро инструментом можно купить готовые блоки плавного пуска от, допустим, рубанка Интерскол или любого другого инструмента с плавным пуском. И так же вставить в розетку.
    Когда я работал в таком магазине, к нам пришёл мужик, которому надо было сделать, чтобы его рубанок на 710 Вт работал от генератора на 650 Вт. Наш механик прямо при нем за 5 минут собрал ему такой удлинитель. Цена блока, если не ошибаюсь, была 150 рублей.
    1. Гость Александр
      #8 Гость Александр Гости 19 мая 2018 11:38
      0
      Вообще не все плавные пуски можно встраивать в розетку... xs 12 d3 например нельзя, т.к. при подключении удлинителя в розетку у него сразу происходит "плавный" пуск и при включении прибора уже будет максимальное напряжение.
  5. шерхан
    #9 шерхан Гости 16 сентября 2018 10:19
    0
    Все понятно и наглядно.спасибо.всего доброго.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: