Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Датчик удара своими руками
Иногда возникает желание собрать какое-нибудь электронное устройство, не очень сложное, но при этом весьма интересное. А если оно при этом ещё и окажется полезным – вообще красота. Тем людям, которые не знают, чем себя занять на длинных выходных, или просто тем, кому интересно что-то делать своими руками предлагаю собрать не сложный датчик удара.

Схема

Схема данного устройства представлена ниже:
Датчик удара своими руками

Чувствительным элементом схемы является пьезодинамик, такой элемент, который вырабатывает электрический ток при малейшей деформации. Именно он будет фиксировать удар и посылать сигнал на вход операционного усилителя. Достать такой пьезодинамик можно из какой-нибудь пищащей игрушки, электронных часов с будильником, калькулятора, или просто купить в магазине. Выглядит он вот так:
Датчик удара своими руками

Достаточно чуть-чуть к нему прикоснуться или ударить, как стрелка микроамперметра подпрыгнет вверх. Последовательно с микроамперметром следует поставить подстроечный резистор, чтобы регулировать его чувствительность. В схеме используется одинарный операционный усилитель LM358, можно использовать и его аналоги, например, TL071. Минимальное напряжение питания зависит от выбора операционного усилителя, если применить LM358, то минимальное напряжение питания будет 3 вольта, если взять TL072 – то схема будет работать минимум от 7-ми вольт. Не следует повышать напряжение питания более 16-ти вольт.
Низкоомный резистор R4 на схеме задаёт чувствительность. Чем меньше его сопротивление, тем более чуткой становится схема даже к мелким ударам. Не следует понижать его сопротивление ниже 0,33 ома, чувствительности схемы и так хватает с головой. Вместо стрелочной головки можно поставить светодиод, тогда он будет мигать в такт ударам.
Несколько слов о подключении пьезодинамика. Он состоит из двух пластин, одна из которых больше первой в диаметре. Центральную пластинку, меньшую в диаметре, следует соединить с выводом 3 микросхемы, а большую пластину, соответственно, к соседнему контакту на плате. Печатная плата содержит в себе два контакта для подключения питания, два контакта для подключения пьезодинамика и два для выхода, т.е. подключения стрелочной головки или светодиода. Удобнее всего поставить винтовые клеммники, чтобы соединять и отсоединять провода от платы без помощи паяльника.

Изготовление

Печатная плата изготавливается методом ЛУТ и выглядит она вот так:
Датчик удара своими руками

Датчик удара своими руками

Датчик удара своими руками

Датчик удара своими руками

Датчик удара своими руками

Датчик удара своими руками

Пьезодинамик следует закрепить на массивном твёрдом предмете, который будет передавать колебания. Можно закрепить его на входной двери, и как только в неё кто-нибудь постучится, схема зарегистрирует стук и оповестит хозяина.

Смотрите видео работы

Наглядно принцип работы показан на видео:
Прокомментировать
Комментарии (1)
  1. Валек
    #1 Валек Гости 10 марта 2018 19:16
    1
    Зачем стока колбасить, когда все можно сделать на одном полевом транзисторе.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: