Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Часы на газоразрядных индикаторах ИН-12А
Всем привет. Хочу рассказать, о моей недавней «поделке», а именно часах на газоразрядных индикаторах (ГРИ).
Газоразрядные индикаторы давно уж канули в лету, лично меня они даже самые «новые» старше. Использовали ГРИ в основном в часах и измерительных приборах, позже на их место пришли вакуумно-люминесцентные индикаторы.
Так что же из себя представляет лампа ГРИ? Это стеклянный баллон (это же ведь лампа!) наполненный внутри неоном с небольшим количеством ртути. Внутри так же расположены электроды, изогнутые в виде цифр или знаков. Интересно то, что символы расположены друг за другом, следовательно, каждый символ светится на своей глубине. Если есть катоды, должен быть и анод! – он один на всех. Так вот, чтобы зажечь определенный символ в индикаторе, нужно приложить напряжение, причем не малое, между анодом и катодом соответствующего символа.
Для справки хотелось бы написать, как же происходит свечение. При приложении высокого напряжения между анодом и катодом газ в лампе, который до этого был нейтрален, начинает ионизироваться (т.е. из нейтрального атома образуется положительный ион и электрон). Образовавшиеся положительные ионы, начинают двигаться к катоду, высвободившееся электроны, к аноду. При этом электроны «по пути» дополнительно ионизируют атомы газа, с которыми сталкиваются. В результате возникает лавинообразный процесс ионизации и появляется электрический ток в лампе (тлеющий разряд). Так вот теперь самое интересное, помимо процесса ионизации, т.е. образования положительного иона и электрона, существует и обратный процесс, называют его рекомбинацией. Когда положительный ион и электрон «превращаются» опять в одно целое! При этом происходит выделение энергии в виде свечения, которое мы и наблюдаем.
Теперь непосредственно к часам. Лампы я использовал ИН-12А. Они имеют не совсем классическую форму ламп и содержат символы 0-9.
Прикупил я изрядное количество ламп, которые не были в использовании!
Часы на газоразрядных индикаторах

Так сказать, чтоб на всех хватило!
Интересно было сделать миниатюрное устройство. В итоге получились довольно компактное произведение.
Корпус вырезал на лазерном станке из черного акрила по 3D модели, которую делал исходя из печатных плат:
Часы на газоразрядных индикаторах

Часы на газоразрядных индикаторах

Схема устройства.
Часы состоят из двух плат. На первой плате расположены четыре лампы ИН-12А, дешифратор К155ИД1 и оптроны, для управления анодами ламп.
схема

Так же на плате имеются входы для подключения питания, управления оптронами и дешифратором.
Вторая плата – это уже мозг часов. На ней расположен микроконтроллер, часы реального времени, блок преобразования 9В в 12В, блок преобразования 9В в 5В, две кнопки управления, пищалка и выводы всех сигнальных проводов, совпадающих с платой индикации. Часы реального времени имеют резервную батарею, что не позволяет сбиваться времени при отключении основного питания. Питание производится от блока 220В-9В (достаточно 200мА).
схема

Общий вид плат:
Общий вид плат

Общий вид плат

Общий вид плат

Соединяются эти платы с использованием штыревого разъема, но не вставкой, а пайкой!
Общий вид плат

Общий вид плат

Общий вид плат

Общий вид плат

Собирается все это дело таким образом. Сначала длинный винт М3*40. На этот винт одевается трубка от воздушного шланга 4мм (он плотный, и подходит для удерживания печатных плат, я его очень часто использую). Потом между печатными платами стойка (печатал на 3D принтере) и потом латунная сквозная гайка все это затягивает. И задняя стенка будет крепиться тоже болтами М3 к сквозным латунным гайкам.
Общий вид плат в корпусе

Общий вид плат в корпусе

Общий вид плат в корпусе

При сборке выяснилась такая неприятная особенность. Прошивку написал, но часы отказывались работать, лампы мерцали в непонятном порядке. Проблема решилась установкой дополнительного конденсатора между +5В и массой прямо возле микроконтроллера. Его видно на фото сверху (установил его в разъем для программирования).
Файлы проекта в программе EagleCAD и прошивку в CodeVisionAVR прилагаю. Можете модернизировать если необходимо в своих целях)))
Прошивка часов сделана довольно просто без наворотов! Просто часы. Две кнопки управления. Одна кнопка-«режим», вторая «настройка». Нажав кнопку «режим» в первый раз, отображаются только цифры, отвечающие за часы, если в этом режиме нажать «настройка», то часы начнут увеличиваться (при достижении 23 сбрасываются в 00). Если нажать еще раз на «режим», будут отображаться только минуты. Соответственно, если нажать в этом режиме «настройка», будут увеличиваться минуты так же в «круговом» порядке. При еще одном нажатии на «режим» – отображаются и часы и минуты. При изменении часов и минут, секунды обнуляются.
Общий вид плат в корпусе

Общий вид часов

Общий вид часов

Общий вид часов

Общий вид часов

Общий вид часов

В следующих версиях думаю, сделать три кнопки и сделать надписи гравировкой.
Файлы проекта, доступны только для зарегистрированных пользователей:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Использовали ли Вы хоть раз газоразрядные индикаторы?

Прокомментировать
Комментарии (4)
  1. Евгений
    #1 Евгений Гости 22 августа 2017 08:56
    0
    В темноте очень красиво смотрится. Типа ретро ночник) Очень прикольно смотрится. Автор большой молодец.
  2. Alyaska
    #2 Alyaska Посетители 26 августа 2017 20:20
    0
    У меня дома такие есть настоящие часы, именно из таких ламп сделаны. Очень эффектно и хорошо видно, особенно ночью. Шикарная вещь в интерьере.
  3. qeeeq
    #3 qeeeq Посетители 27 августа 2017 00:03
    0
    Как их сделать я все равно не понятно. Но вид у таких часов потрясный - настоящий винтаж. Они не греются случайно?
    1. Александр
      #4 Александр Гости 18 сентября 2017 15:29
      0
      Ток потребления лампы в статическом режиме до 3 мА, а в динамическом еще меньше. Поэтому там нечему греться)
Мы в соц. сетях
Подписка на обновления
Войти через: