Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Пайка скруток из алюминиевого и медного провода
Итак, поговорим о том, как паять алюминий. Те, кто сталкивался с этой задачей, знают, что алюминий плохо поддаётся пайке. Виной тому тонкая оксидная плёнка, быстро образующаяся на поверхности этого металла на открытом воздухе. Поэтому для пайки алюминия применяют специальные флюсы. Процесс пайки алюминия я продемонстрирую на примере облуживания и пайки проволочных скруток.
При монтаже электропроводки я всегда отдаю предпочтение паяным соединениям. Считаю, что этот способ обеспечивает лучший электрический контакт по сравнению с обычной скруткой проводов без пайки или обжимом их в гильзе или наконечнике.
Пайка скруток из алюминиевого и медного провода

Необходимые инструменты и материалы

Нам потребуется:
  • обычный паяльник мощностью 40 Ватт;
  • нож для снятия изоляции и зачистки проводов;
  • флюс для пайки алюминия (Ф-61А, Ф-59А, Ф-64 и др);
  • раствор канифоли в ацетоне или спирте;
  • свинцово – оловянный припой;
  • обрезки алюминиевых и медных проводов сечением 2,5 – 4 кв. мм.

Приступаем к пайке

Пайка скрутки алюминиевых проводов

Начнём работу с пайки скрученных алюминиевых проводов. Перед тем, как скрутить провода, нужно убедиться в том, что поверхность алюминиевых жил чистая. В противном случае нужно зачистить провод ножом. Поверхность провода должна быть светло – серебристой, а не тёмно – серой.

Делаем скрутку плоскогубцами.

Для пайки алюминия применяем специальный флюс. Он может иметь конкретную марку Ф-61А, Ф-59А, Ф-64 и др, или же просто называться «флюс для пайки алюминия». Флакончик объёмом 25 мл стоит приблизительно 45 рублей и его хватит надолго.

С помощью кисточки наносим флюс тонким слоем на скрутку со всех сторон.

Разогретое до рабочей температуры жало паяльника смачиваем припоем, слегка дотронувшись до него. Поглаживая скрутку рабочей поверхностью жала, наносим на неё припой.

Припой и алюминий похожи цветом, но это не мешает наблюдать, как припой растекается по поверхности проводов, заполняя щели между ними. Перебарщивать с количеством припоя не стоит, достаточно тонкого слоя на поверхности алюминия, застывших капель следует избегать.

Пайка медной скрутки

Медные скрутки я паяю таким же способом, только флюсом в этом случае служит раствор канифоли в ацетоне. Готовлю я его следующим образом. Во флакончик заливаю около 30 мл ацетона и постепенно засыпаю в него канифоль, предварительно измельчённую в порошок. Перемешиванием добиваюсь полного растворения канифоли. В результате раствор должен приобрести цвет некрепкого чая. Наношу флюс также кисточкой, расход канифоли при этом мизерный, а благодаря текучести ацетона раствор проникает в самые мелкие щели. Если использовать нерастворённую канифоль, получается не так аккуратно, её излишки потом приходится удалять.

Скрутка из медного и алюминиевого провода

При монтаже электропроводки выполнять непосредственное соединение проводов с токоведущими жилами из меди и алюминия запрещено. В результате электрохимических процессов на границе соприкосновения этих металлов образуется окисная плёнка, которая увеличивает переходное сопротивление. Присутствие влаги активизирует протекание реакции. В результате переход начинает нагреваться, что ещё более ускоряет процесс коррозии. Медь с алюминием соединяют через третий металл. Обычно применяют болтовое соединение с установкой между проводами стальной шайбы, либо специальные зажимы, исключающие непосредственный контакт проводов.

При необходимости произвести соединение проводов с медной и алюминиевой жилой, я поступаю следующим образом.

Медные и алюминиевые провода, которые требуется соединить, я предварительно облуживаю, то есть, покрываю тонким слоем припоя.

При этом для каждого металла использую свой флюс, а припой применяю один и тот же. После этого я скручиваю провода и пропаиваю скрутку снаружи. В результате медный и алюминиевый провод соединяются через слой разделяющего их припоя. Олово и свинец, входящие в состав припоя химически нейтральны к меди и алюминию, что исключает протекание электрохимической коррозии. Наружный слой припоя, нанесённый на скрутку, герметизирует контакт и защищает его от внешних воздействий.

Иногда можно услышать мнение, что пайка скруток несёт в себе потенциальную опасность. Считается, что при перегреве скрутки припой плавится и, капая, повреждает изоляцию других проводов. Давайте разберёмся с этим.

Сама по себе скрутка, тем более пропаянная, обеспечивает площадь электрического контакта, в разы превышающую сечение основного провода. А это значит, что при перегрузке электропроводки, нагревание скрутки будет наименьшим. В этом случае будет происходить перегрев провода по всей его длине, что может привести к оплавлению изоляции гораздо раньше, чем к расплавлению припоя. Причиной возникновения подобной ситуации является не наличие скрутки, и не её пайка, а отсутствие автоматического выключателя или неправильный его выбор.
Что же касается «разрушительного» действия расплавленного припоя, то в процессе пайки вы можете убедиться, что случайно упавшие с жала паяльника его капли не прожигают даже газету на столе.

Заключение

Выполняя пайку, соблюдайте элементарные правила техники безопасности. Работа с электрическим паяльником сопряжена со следующими опасностями:
  • поражение электрическим током в случае его неисправности (пробоя фазы на корпус и жало паяльника);
  • возможность получения ожога (температура плавления свинцово – оловянных припоев составляет около 200°С).

Смотрите видео

Прокомментировать
Комментарии (12)
  1. Akril
    #1 Akril Гости 8 апреля 2019 14:33
    1
    В жизни все гораздо прозаичней и проще чем на экране. Не видел ни одного электрика, паяющего скрутки разводки, чистой воды бред и может пригодится разве что на спор, смогу спаять или нет. Посудите сами, скрутка делается в течение 5-10сек, а пяльник сколько будет греться, сколько всего приготовлений надо сделать, чтобы запаять ее, а если их сотни, где ж вы напасетесь столько припоя да флюса?
    1. Евгений Данилов
      #2 Евгений Данилов Гости 8 апреля 2019 16:46
      0
      А если ещё учесть сколько афтор надышится ацетоном...
    2. Константин Соколов
      #3 Константин Соколов Гости 8 апреля 2019 20:28
      0
      На сколько я понял, там скрутка алюминия с медью... Такая скрутка без пайки долго не прослужит, заискрит и перегорит.
      1. Vita
        #4 Vita Гости 9 апреля 2019 09:39
        2
        Константин внимательно изучите суть: пайка, для того и нужна. А вот с кислотой в данном случае, я бы не рекомендовал. Причем может быть результат такой же и без нее (химия). ну и уметь надо правильно скручивать.
    3. Vita
      #5 Vita Гости 9 апреля 2019 09:58
      2
      Напрасно, вы это. Скрутка бывает хорошая или плохая, а вот контакт должен быть всегда хороший, особенно при больших токах. С пайкой надежнее, а еще лучше сварка конца скрутки.
  2. Гость Виталий
    #6 Гость Виталий Гости 8 апреля 2019 16:57
    5
    Электрик конечно не будет заморачиваться пайкой, ибо у него поток и вылизывать каждый провод времени нет.
    Приведенные здесь советы не для электриков, а для простых обывателей, которым надо сделать качественно, надежно, для себя. И пока нет, есть 1-2-10 скруток, на которые вполне можно потратить 10-20 минут.
  3. Гость Сергей
    #7 Гость Сергей Гости 10 апреля 2019 08:12
    1
    Практически всю жизнь работаю с электрикой и электроникой. Пропаянная скрутка, как показывает практика является крайне надёжным соединением. ни в какое сравнение не пойдут обжимки и болтовые соединения.Но в случае медь и алюминий я бы воздержался от такого решения ( возможно только в случае крайней необходимости).
  4. Константин
    #8 Константин Гости 10 апреля 2019 14:38
    0
    В промышленных масштабах,например при сооружении электропроводки многоэтажных домов,монтажные фирмы выполняя скрутку проводов в соединительных коробках,дублируют эти же соединения сваркой проводников специальным оборудованием,это дает более надежное соединение практически на весь срок службы.
    1. Дмитрий Спицын
      #9 Дмитрий Спицын Посетители 11 апреля 2019 14:50
      0
      Сваривать медь с алюминием вряд ли будут. Идея автора хороша. Вот только флюса для алюминия под рукой скорее всего не найдётся, а без него алюминий не облудить.
  5. Гость Юрий
    #10 Гость Юрий Гости 11 апреля 2019 08:45
    0
    ИМХО. Медная скрутка под СИЗ справится с любыми задачами, если правильно выбрано сечение кабеля. Так выполнено наверное до 90% соединений проводки в квартирах, и всё работает.
    1. Vita
      #11 Vita Гости 11 апреля 2019 20:43
      0
      Юрий вы знаете, что сначала отказались от алюминия, а сейчас, в связи с дефицитом меди решили снова вернуться к нему. Алюминий и медь не совместимы: электрокоррозия, особенно при влажной среде. Пайка - это в основном механическая и химическая защита скрутки.
      1. Akril
        #12 Akril Посетители 12 апреля 2019 11:19
        0
        Не настолько всё критично, что прям несовместимо, в обычных условиях внутриквартирного освещения например, почему нет? У меня проложена старая алюм проводка, довел новую медью, за 10 лет ни мур мур. Даже при нагрузке 2кВт приборов типа чайника или пылесоса, единственный бойлер на отдельной силовой безо всяких паек-скруток стоит. А так, в жизни никто не заморачивается этим.
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: