Сделай сам своими руками
Лайфхаки, мастер-классы, полезные советы, рецепты.
Добавить мастер-класс
Главная » Электроника » «Ноль» и «земля»: в чем принципиальное отличие?

Исторически так получилось, что в Российской Федерации, как и в приграничных государствах, используется заземляющий принцип, когда нулевой проводник соединяется с заземляющим контуром. У многих людей может возникнуть «законный» вопрос: если они контактируют между собой, то для чего тянуть столько проводов – достаточно провести повсюду двойную жилу (фазу и нулевую линию) и будет возможность заземляться посредством нулевой жилы! Однако в такой постановке вопроса скрывается один технический нюанс, который превращает данное решение не только в бесполезную игрушку, но в некоторых случаях и в довольно опасную затею.

Ноль и земля в чем принципиальное отличие

Для тех, кому не терпится, и кто любит «заглядывать в ответ», априори выскажу «секрет» – принципиальная идея заключается в том, в каком месте нулевой провод соединяется с заземлением. Вариант их соединения непосредственно внутри розетки, подключая заземляющую жилу (желто-зеленый провод) к нулевой (синий провод), не будет верным. Такая заземляющая схема войдет в противоречие с предписаниями ПУЭ. В результате никакой защиты людей от поражения током не получится, более того, добавится еще больше проблем с безопасностью.

В ПУЭ без каких-либо вариантов однозначно прописано, какой должна быть заземляющая жила. Она должна быть непрерывным проводом, без каких-либо размыкающих элементов – реле, предохранителей, выключателей, а также, положим, с помощью отсоединения электрической вилки от розетки.

Стоит нарушить это основное предписание, оговоренное в ПЭУ – и заземление из надежной защиты человека от поражения током превращается в бесполезную фикцию. Но проблемы на этом, как учит теория, и показывает практика, не заканчиваются! Если все-таки пытаться придавать нулевому проводу заземляющие функции, то не исключена возможность, что корпус холодильника, микроволновки или других бытовых приборов, окажется под напряжением. Это объясняется тем, что по нулевому проводу течет электроток с соответствующим падением напряжения, величину которого можно определить, умножая силу тока на показатель сопротивления проводника на промежутке между замеряемым местом и подлинной заземляющей точкой. Причем величина такого напряжения может характеризоваться десятками вольт, то есть может быть опасной для человека (в пределе – смертельной!).

Ноль и земля в чем принципиальное отличие

Осталось подвести некоторые итоги и расставить акценты. В чем принципиальное отличие «ноля» от «земли»? В том, что по нулевому проводу протекает ток и к нему подключаются выключатели, те же вводные автоматы. То есть, если мы желаем иметь «землю» в виде непрерывной жилы, мы обязаны:

  • в многоэтажных многоквартирных домах: подсоединиться к особой земляной жиле в электрическом тоннеле;
  • для индивидуального жилого коттеджа: точкой подсоединения должен стать вводной автомат, точнее, его нулевой провод на входе, который тянется по воздуху или подземному кабелю от ближайшего от дома понижающего трансформатора, причем сечение нулевого провода должно быть не менее десяти квадратных миллиметров для медного провода и 16 мм2 – для алюминиевой жилы (см. в ПУЭ соответствующий пункт).

Любое другое место за вводным автоматом не может использоваться в качестве «земли», поэтому ни что, от металлических болванок, вкопанных недалеко от дома, до корпуса самого электрического щитка, таковыми считаться не могут.

Никогда не забывайте о правилах, изложенных в ПЭУ. Согласно им, следует руководствоваться элементарным, но верным правилом: когда нет уверенности в том, что вот этот конкретный провод является «землей», не стоит подсоединять к нему что бы то ни было, кроме устройства защитного отключения (УЗО) на 30 мА, который срабатывает мгновенно в отличие от автомата защиты. Бережёного, как известно, бог бережет!

Прокомментировать
Вконтакте Одноклассники
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
3+три=
Комментарии (149)
  1. Эдгар
    #21 Эдгар Гости 8 января 2019 10:13
    6
    НЕ читайте всякий бред. Читайте (кому надо) ПУЭ. Все!
  2. Иван
    #22 Иван Гости 8 января 2019 14:58
    1
    Ноль - это не заземление - это защита человека от поражения эл. током. В жилом , многоквартирном доме делают заземление и грозозащиту. Если дом на сваях, то опускают со сваей арматуру и далее полосой или стальным прутом тянут до крыши, заземляя ванны в квартирах. Проверяют заземление по ПУЭ. В российских домах, в розетках нет заземления. А вот ноль идет от трансформатора, который естественно заземлён. Так и тянется по всему городу. 4х проводная схема, приходит в многоквартирный дом. В частном доме можно сделать заземление, закопав в землю несколько электродов(2.5 метра) из уголка и соединив их полосой -опять же надо проверить по ПУЭ -прибором,может мало электродов.
  3. ua1osm
    #23 ua1osm Гости 9 января 2019 00:09
    1
    При монтаже промышленных объектов мы всегда использовали глухозаземлённую нейтраль. Потребителей распределяли по фазам равномерно и однозначно, то есть если меняешь лампочку, стоя на краю ванной или на чугунном радиаторе, то тебя не убьёт - цоколь лампы всегда был на нуле. При монтаже проводок в квартирах этого правила никто не соблюдает, поэтому фаза в розетку или патрон лампы может придти по проводу любой окраски - хоть голубому, хоть коричневому. Хорошо, хоть есть зануление в этажных щитках и распредшкафах. Когда-то давно, когда нейтраль землили только на подстанции, частенько монтёр засобачивал токовую обмотку счётчика в нулевой провод и так пломбировал. Тогда при обнаружении этого хозяин дома делал хороший контур заземления у дома, шина, сопротивление растекания замерялось М416 прибором, сопротивление петли фаза-нуль - М417 прибором, и можно было подключать новый нуль по розеткам вместо того, что уходил на счётчик, который больше уже не крутился. И никаких магнитов.
  4. Альена
    #24 Альена Гости 9 января 2019 00:55
    4
    Господи,вот Вы все здесь спорите! А как блондинке быть со всем этим!!!Как жить то дальше?
    1. Бозон Хиггса
      #25 Бозон Хиггса Гости 11 января 2019 18:01
      2
      Вам проще )) Перед подключением какого-либо устройства в розетку зажмурьтесь, и всё будет хорошо ))
  5. хитрый Электрик
    #26 хитрый Электрик Гости 9 января 2019 04:56
    2
    Да, видать его не раз било током! Что то с мышлением. Наверное металлизация мозга, медью...
    1. Бозон Хиггса
      #27 Бозон Хиггса Гости 11 января 2019 17:48
      1
      Это всё же лучше, чем металлизация мозга алюминием...
    2. Бозон Хиггса
      #28 Бозон Хиггса Гости 11 января 2019 17:53
      1
      Согласитесь, это всё же лучше, чем металлизация мозга алюминием...
  6. Малик
    #29 Малик Гости 9 января 2019 23:36
    1
    Всегда считал электрику точной наукой,не давалась она мне,хотя учился на пять и физику в ВУЗ сдал на пять.В годах уже пытался вникнуть,заново все изучал. Мура блин! Движки цепляю,электрика к себе не зову и ладно!Пальцы в розетку не суйте,под напругой не работайте!Спать ложитесь,электрики блин!Фаза у них с нулем поочередно меняются,,!!!
  7. Вадим гость
    #30 Вадим гость Гости 10 января 2019 17:01
    8
    Анекдот в тему. Женщина сдаёт экзамен по электробезопасности.Выпал вопрос:"Что такое шаговое напряжение?"Женщина подумала и ответила:"Это напряжение между ног когда держишься за оголённый "конец".
  8. Гость Александр
    #31 Гость Александр Гости 10 января 2019 17:54
    2
    Ну и бредятина. Нормальным языком объяснить не могут. А я дурак уже порадовался, думал наконец то узнаю непознанное, а именно разницу между нолем и заземлением. Все распред щитки СССР были и до сих пор занулены и я, к счастью, не слышал ни одного случая, чтобы кто то пострадал от ноля. Зачем несете ахинею людям. И зануление и заземление являются разными способами защиты человека с той лишь разницей, что современным ДИФ автоматам для правильной работы необходим отдельный контур заземления. В Европе, например, сертифицированные электрики тянут разводку по дому в три провода, а на главном щитке замыкают ноль с заземлением на одном болту. Так вот я к чему клоню, напишите хоть кто нибудь без русских понтов (как в этой статье) - в чем разница между землей и нолем, если в доме не использовать ДИФы и похожие устройства, а только автоматы тока.
    Спасибо!
  9. Гость Дмитрий
    #32 Гость Дмитрий Гости 11 января 2019 12:46
    1
    А у меня в Москве между плитой и посудомойкой 72В, между раковиной и посудомойкой 52В, между тостером или микроволновкой и посудомойкой 22В. Всё идёт из щитка отдельными проводами, подключенными через УЗО в одни и те-же стандартные точки подключения: "ноль" на шину, "земля" на винт от общей домовой "земли". Местный электрик говорит, что раз УЗО не срабатывает, то всё нормально и винит соседей с "жучками". Что делать?
    1. Бозон Хиггса
      #33 Бозон Хиггса Гости 11 января 2019 17:59
      2
      Желательна схема разводки электропроводки в квартире, а также тип измерительного прибора и методика проведения измерений интересует - может режимы и пределы измерений неверны.
      1. Гость Дмитрий
        #34 Гость Дмитрий Гости 11 января 2019 20:53
        1
        На плиту отдельный провод в металлической трубе. На посудомойку отдельный трёхжильный провод от щитка и на блок кухонных розеток отдельный трёхжильный провод от щитка. Мерил мультиметром в режиме ACV 200 (до 200В). Земля в щитке толстым полосатым проводом с винтовым зажимом в пластике на квартирные разводится. Ошибок подключения местный электрик не нашёл.
        1. Бозон Хиггса
          #35 Бозон Хиггса Гости 14 января 2019 12:34
          1
          Тогда ещё вопросы.
          1. Поскольку Вы указали, что "непонятные" напряжения возникают между посудомойкой и остальными потребителями, какие потребители из указанных подключаются к розеткам трёхполюсными вилками, а какие - двухполюсными? Плита не в счёт, там всё понятно, приходит три фазы.
          2. Вы проводили измерения между корпусами (клеммами заземления, если есть) потребителей или как-то ещё?
          3. Раковина чугунная и заземлена?
          Ещё можно сказать, что может влиять то, что у мультиметров высокоомный вход при измерении напряжений, и он может показывать в некоторых случаях наводки от сети. Если же все корпуса заземлены, к потребителям подходят трёхжильные провода с заземляющим проводом, то можно грешить на некачественный контакт вилки посудомойки с розеткой, либо плохой контакт провода заземления где-то по пути от щитка до розетки посудомойки. Сейчас все потребители имеют на вводе питания помехоподавляющие фильтры, у которых средняя точка подключается к заземлению, и если в цепи от указанной средней точки (фактически вилки посудомойки) до щитка имеется обрыв или ненадёжный контакт, то может возникать разность потенциалов.
          Ну и по поводу "жучков" соседей - "не верю" (с) :) Это уже, ИМХО, фантазии местного электрика :)
          1. Гость Владимир
            #36 Гость Владимир Гости 15 января 2019 11:48
            0
            Если 3 фазная плита, то в щитке на каждую квартиру стоит 3 фазный счетчик. Соответственно нагрузка равномерно распределена по фазам. Каждый блок розеток подключен вероятно к разным фазам. И если плохие контакты в щитке на "земле" и "нуле" то и будет наблюдаться такая картина.
            1. Sektor
              #37 Sektor Гости 18 января 2019 11:56
              0
              Любая электроплита может работать как от 380 вольт, так и от 220 вольт. Всё зависит от способа подключения.
            2. Бозон Хиггса
              #38 Бозон Хиггса Гости 22 января 2019 10:19
              0
              Немного уточню - равномерно по фазам распределена нагрузка в виде плиты. А всё остальное - как будете подключаться. Стиралка ведь однофазная, поэтому если она работает, а остальные потребители выключены, то ни о какой равномерности в цепях Вашего подключения речи быть не может. Но опять же, всё это в динамике, и В СРЕДНЕМ, как правило, распределение нагрузок находится в допустимых пределах - квартир много, и нагрузки по фазам усредняются.
  10. Евгений
    #39 Евгений Гости 11 января 2019 17:33
    2
    Слушал тут я вас, слушал и понял - ну и дураки же вы все! (с) Райкин). Зарубите себе на лбу 2 правила:
    1. Ноль в электроустановках служит для быстрого срабатывания защиты
    2. Заземление в электроустановках служит для снижения напряжения прикосновения.
    Все! Все остальное из этого вытекает. У автора в одном из абзацев этот момент не очень четко, но звучит.
    1. Гость Александр
      #40 Гость Александр Гости 25 января 2019 12:00
      1
      Неверно.
      "Ноль рабочий" или "нейтраль" нужна что бы электроустановка работала.
      А "заземление" или правильно сказать "защитный нулевой проводник" или РЕ-проводник, нужен для уверенной сработки аппаратов защиты и как Вы уже сказали выноса потенциала при прикосновении к токоведущим частям электроустановки нормально не находящемся под напряжением (т.н. косвенное прикосновение).
Ваш E-Mail: Ваш пароль:
Войти через:
Вконтакте Одноклассники