Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Стабильный радиожучок
Стабильный радиожучок

Радиожучок – это простой радиопередатчик с микрофоном, который улавливает малейшие звуки вокруг себя и передаёт их через радиоволну. Таким образом, оставив такое устройство в подходящем месте, можно прослушивать всё, что делается вокруг него. Применений радиожучку можно найти множество – например, использовать его в качестве радионяни, беспроводных наушников или просто для подслушивания чьих-нибудь разговоров (такое применение не совсем законно). Если собрать два радиопередатчика, то можно организовать беспроводную связь, например, между соседними домами. В интернете представлено большое количество схем жучков, от самых простых до дорогих и сложных, построенных на микросхемах. Приведённая ниже схема, на мой взгляд, является самой оптимальной: для её постройки не требуются редкие или дорогостоящие детали, однако она обеспечивает неплохую дальность передачи сигнала (до 500 м) и высокую стабильность работы.

Схема

Стабильный радиожучок

Схема включается в себя три каскада. На транзисторе VT1 построен усилитель звукового сигнала микрофона, на транзисторе VT2 выполнен генератор несущего сигнала, а транзистор VT3 является усилителем высокой частоты, именно он отвечает за хорошую дальность передачи. Транзисторы используются следующие: VT1 – КТ3130Б, VT2 – КТ368А, VT3 – КТ3126Б. Для превращения звука, в электрический сигнал используется электретный микрофон. Найти такой можно в любом магазине радиодеталей, либо выпаять из ненужной гарнитуры телефона, ведь там как раз используются нужные микрофоны. Катушка L1 наматывается медным проводом на оправке диаметром 3 мм, 6 витков, провод можно брать сечением 0,3-0,4 мм. В качестве оправки можно использовать обычное сверло. L2 – дроссель, индуктивностью 100 мкГн, его лучше всего использовать готовый. В качестве антенны можно использовать обычный обрезок провода, но если есть необходимость достичь максимальной дальности передачи, нужно использовать провод длиной в одну четверть длины волны, на которой работает передатчик.
stabilnyj-radiozhuchok-filin-3.zip [31,53 Kb] (cкачиваний: 426)

Сборка радиожучка

Схема собирается на печатной плате размерами 70 х 30 мм, для её изготовления используется метод ЛУТ. Отзеркаливать плату перед печатью не нужно. Ниже представлены несколько фотографий процесса.
Стабильный радиожучок

Стабильный радиожучок

Стабильный радиожучок

После того, как медь вытравлена, отверстия просверлены, дорожки залужены, можно запаивать детали. Особое внимание следует уделить микрофону, а точнее, его полярности. Один из его контактов накоротко соединяется с его корпусом – именно этот контакт является минусовым, он припаивается к минусу схемы. Микрофон нужно запаивать быстро, иначе есть риск его перегреть. Провода питания для удобства можно припаять сразу на коннектор для батарейки кроны. Сборка жучка не представляет никакой сложности, если делать всё постепенно и не торопиться, проверять правильность запайки каждой детали.
Стабильный радиожучок

Стабильный радиожучок

Настройка и пробный запуск

Для первого запуска понадобиться миллиамперметр, для контроля потребляемого тока, он включается в разрыв одного из питающих проводов. Подключаем крону и смотрим за показаниями прибора – ток должен лежать в пределах 10-30 мА. Если он в норме, можно включить радиоприёмник и попробовать найти сигнал тестируемого передатчика. Чаще всего, сигнал уже лежит в пределах 80-110 МГц. Если он «уполз» за пределы этого диапазона и приёмник не может его поймать, следует настроить катушку L1, сжимая и разжимая её витки. От индуктивности этой катушки зависит частота передачи. Когда сигнал найден, катушку можно залить диэлектрическим лаком или эпоксидной смолой, чтобы настройка не сбилась. Очень важно следить, чтобы частота вещания собранного передатчика не пересекалась с частотой какой-нибудь радиостанции. Если они пересеклись – значит нужно изменить частоту путём настройки катушки L1. Больше никакой настройки жучку не требуется, достаточно лишь настроить частоту вещания. Теперь можно протестировать его на дальность передачи сигнала, отходя с карманным приёмником всё дальше и дальше от самого передатчика. Правильно собранный и настроенный передатчик может обеспечить дальность передачи до 500 м в открытой местности. Следует учитывать, что дальность приёма зависит также и от чувствительности приёмника. Удачной сборки.
Стабильный радиожучок

Стабильный радиожучок
Прокомментировать
Комментарии (4)
  1. Vladimir
    #1 Vladimir Гости 26 августа 2018 08:51
    1
    Схеме не рабочая.
  2. рома
    #2 рома Гости 26 августа 2018 16:52
    1
    а ничего что из за этой детальки получишь года три в колонии ?
  3. Mike
    #3 Mike Гости 26 августа 2018 22:05
    0
    Ничего, что на схеме микрофон динамический, а в описании электретный?
  4. п
    #4 п Гости 4 сентября 2018 00:23
    0
    рабочая схема, просто нужно поймать тонкий момент с намоткой катушек (диаметр витков и сечение проводника)
Мы в соц. сетях
Яндекс Дзен
Войти через: