Сделай сам своими руками
Добавить мастер-класс
» » » Простой радиожучок своими руками
На просторах интернета можно найти огромное количество схем радиожучков. Одни схемы слишком сложные и требуют настройки, в комплектацию других входят дефицитные радиодетали, а третьи и вовсе не работают!
Я предлагаю вашему вниманию схему жучка, который сможет собрать как опытный радиолюбитель, так и новичок в этом деле.
Давайте же рассмотрим эту схему:
простой радиожучок своими руками

На пунктир пока не обращайте внимания.
Для изготовления жучка нам понадобятся следующие детали:
  • VT1 - кт315 с любым буквенным индексом (если хотите увеличить дальность действия жучка, то лучше использовать СВЧ транзистор, например кт325 или кт368, отлично подойдёт импортный транзистор s9018);
  • C1, C4 – 47…68нф;
  • C2, С3 – 10пф;
  • R1 – 33 кОм;
  • R2 – 100 Ом;
  • Колебательный контур L1 – 8 витков медной проволоки диаметром 0,3…0,5 мм на стрежне от гелиевой ручки, мотать аккуратно, виток к витку(я выпаял готовую катушку из сломанного радиоприёмника).
  • М1 – электретный или конденсаторный микрофон.

простой радиожучок своими руками

В целях экономии места я использовал правый микрофон (нашёл его в старом мобильнике). Несмотря на свои размеры, он оказался очень чувствительным.
Все детали, кроме дросселя L2 и микрофона изображены на следующей картинке:
простой радиожучок своими руками

Для изготовления L2 нам понадобится спичка и очень тонкая проволока:
простой радиожучок своими руками

Отмеряем полтора сантиметра спички, откусываем их – этот кусочек будет служить сердечником дросселя. Далее берём проволоку и мотаем сто витков. Фиксируем выводы получившейся катушки, очищаем от лака, лудим. Всё, дроссель L2 готов!
простой радиожучок своими руками

Когда все детали в сборе, можно приступить к изготовлению печатной платы.
Для этого нам понадобится отрезок текстолита 35х15мм и сам раствор, в котором мы будем травить плату(я использовал перекись водорода + лимонная кислота). Делаем рисунок печатной платы (я рисовал под транзистор s9018)
простой радиожучок своими руками

и переносим его на текстолит.
простой радиожучок своими руками

Кладём плату в раствор и ждём, пока лишняя медь не исчезнет.
После того, как плата стравится, достаём её, промываем проточной водой, убираем лак и лудим её:
простой радиожучок своими руками

Далее припаиваем детали в соответствии со схемой. Внимание, при монтаже деталей на плату, не перегрейте их, иначе они выйдут из строя! Особенно аккуратно отнеситесь к монтажу VT1.
Хочу сказать пару слов о подключении антенны, сигнал на неё подводится с эмиттера транзистора, что делает рабочую частоту жучка более стабильной.
Схема в собранном виде:
простой радиожучок своими руками

простой радиожучок своими руками

Жучок может питаться в диапазоне от 1.5 до 9 вольт.
простой радиожучок своими руками

Любая из этих батареек подойдёт для питания схемы. Я использовал пальчиковую батарейку типа ААА для большей компактности жучка. Также можно использовать 3-х вольтовую «таблетку».
Если вы будете питать схему от кроны(9 вольт), то тогда следует включить в схему резистор R3 номиналом 100 Ом.
Аккуратно припаиваем батарейку к жучку. В качестве антенны можно использовать изолированный провод длиной 30см, но практика показала, что её отсутствие не сильно повлияет на дальность приёма схемы. Всё, жучок готов!
простой радиожучок своими руками

Теперь включаем радиоприёмник и ищем частоту нашего жучка. Сигнал с него можно поймать на частоте в пределах 88-108 МГц. У меня эта частота составила 92.2 МГц. Если же жучок “не выходит на связь”, то попробуйте раздвинуть витки катушки L1 – это должно помочь решить проблему.
При напряжении питания 1.5 вольт дальность приёма составляет 30 метров, если повысить напряжение до 3-х вольт, то дальность приёма возрастёт до 100 метров.
Также у этой схемы есть другое применение – аудио передатчик. Допустим, вам надо вывести звук с телефона на магнитофон, но у последнего нет функции аудиовхода. Не беда! В данной ситуации эта схема очень кстати. Почти во всех магнитофонах есть функция радиоприёма(FM-радио), ей то мы и воспользуемся. Помните про пунктир на схеме жучка? Исключаем из схемы микрофон М1, подключаем конденсатор С5 на ёмкость 10мкф, к минусу конденсатора и минусу питания подключаем штекер “мини-джек” 3.5мм (минус “джека” на общий, левый/правый на минус конденсатора) и передаём звук с телефона на любой радиоприёмник, находящийся в зоне действия передатчика! При правильном монтаже деталей схема начинает работать сразу же.
Применять эти изделия можно в самых разных целях: от прослушивания помещений и до беспроводной передачи звука.
А на этом моя статья подходит к концу, всем удачи в повторении!
Прокомментировать
Комментарии (1)
  1. kondrats
    #1 kondrats Посетители 10 августа 2017 15:15
    1
    Прочитав эту статью, решил сделать своими руками радиожучок. У меня получилось! Огромное спасибо изобретателю за идею, а сайту - за информацию!
Мы в соц. сетях
Подписка на обновления
Войти через: